Top.Mail.Ru
Четвертый месяц. Меняю прическу и цвет глаз.
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Четвертый месяц. Меняю прическу и цвет глаз.

Четвертый месяц. Меняю прическу и цвет глаз.

Ваш малыш растет, он уже не тот беспомощный кроха, которого Вы впервые увидели в родильном доме, он округлился, сильно прибавил в весе и росте. Он многому научился, и многое уже понимает, с каждым днем он расширяет свои возможности, решает все новые и новые задачи. С каждым днем малыш растет и развивается, требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, свои методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если Вы уже опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших детей - постоянно узнавайте что-то новое о вашем крохе, наблюдайте за ним. При возникновении любых вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущее вашей семьи.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление зачатков речи, развитие движений и расширение спектра эмоциональных возможностей. Для этого необходимо правильно организовать все свободное время, когда ребенок бодрствует и готов к общению.

Все игрушки Вашего крохи должны стимулировать новые двигательные способности, побуждать к действию. Малышок всё, что попадается под руку, тянет в рот, и это неудивительно, ведь на языке новорождённого больше вкусовых сосочков, чем годовалого. Это так называемая оральная стадия изучения мира. Так что не стоит огорчаться, нервничать и отнимать у малыша игрушки изо рта. Нужно только внимательно следить, чтобы всё, до чего он может дотянуться, было чистым, не содержало мелких частей и деталей, которые можно отломить и проглотить, и не представляло опасности для здоровья.
Что же произойдет с 4-х месячным малышом?
Итак…

Я расту!

Темпы роста Вашего крошки еще достаточно высоки, но малыш уже не так быстро растет, как в первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750 г (размах от 500 до 850г считается нормой), в росте кроха набирает обычно еще 2-2,5 сантиметра. Кроме этих показателей, для гармоничного развития ребенка, учитываются приросты окружности головы и грудной клетки. В среднем у мальчиков к 4 месяцам объем головы – 42 см, груди – 43 см, у девочек в 4 месяца объем головы – 41 см, груди – 42 см. И обычно к 4 месяцам объем головы равняется объему груди или объем груди немного превышает объем головы.

Волосики, с которыми родился Ваш кроха, начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастут новые, более темные и густые. И не волнуйтесь, если этот процесс может длиться месяц, а то и два. На 4 месяце жизни начинает меняться цвет глаз ребенка. Если ребенок родился со светлыми, например, с голубыми глазами, а у родителей глаза карие, возможно, в течение шести месяцев, цвет глаз малыша поменяется. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к четырем – пяти месяцам, они темнеют. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет – навсегда.

Большой родничок на головке открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются, сейчас он имеет размер примерно 1.5-2 на 1.5-2 см. Не забывайте, что родничок, как и всю головку, нужно содержать в чистоте. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь дыхательной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому сроку прибавила 40-50 граммов.

Благодаря постепенному развитию и укреплению групп мышц, тело грудничка приобретает округлый, крепкий и сформированный вид. Ребеночек становится пухленьким, на ручках и ножках формируются милые перетяжечки, круглые щечки и милая улыбка приводят в восторг всех вокруг. Не волнуйтесь, если ваш малыш не укладывается абсолютно во все вышеперечисленные показатели, стоит заметить, что это всего лишь усредненная норма, с помощью которой, родители сами могут примерно контролировать физическое развитие малыша. Естественно, для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста. Поэтому ваш малыш может несколько отличаться от данной нормы. Но это вовсе не значит, что с ним что-то не так!

Как я воспринимаю мир?

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Ваш малыш уже хорошо видит предметы на расстоянии 20 – 30 см. Глазки его двигаются координировано, плавно и синхронно. Малыш может проследить за движущимися предметами. Возьмите яркую игрушку желтого, голубого, оранжевого, красного цвета и покажите ее ребенку на расстоянии 25-30 см. Вы можете заметить, как он поймает ее взглядом, а затем будет прослеживать за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание – глазки уже не должны косить. В конце четвертого месяца карапуз может наслаждаться цветным миром, он уже довольно хорошо различает основные цвета. Больше всего, конечно, его привлекает красный цвет. Ребенок может перевести взгляд с предмета на предмет, которые находятся на разном расстоянии от кроватки. Малышу очень интересно общаться со своим отражением в зеркале.

Если малыш не спит, не стоит оставлять его лежать в кроватке, нужно чтобы он проводил это время на пеленальном столике или любой другой плотной поверхности. Для безопасности можно настелить на полу одеял и переместиться с малышом туда, так он будет застрахован от падений.

Вы можете сделать с малышом поглаживания, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения – выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом – ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз различные по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.) игрушки. Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание Вашего малыша к ползанию. В этом возрасте начинает развиваться кратковременная память, однако кроха запоминает все ненадолго, всего на 5 – 7 секунд. Ребенок может различать запахи.

Теперь ребенок узнает Вас не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда Вы разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой, это больше привлечет внимание. Кроха будет с интересом следить за движением бровей и особенно рта при разговоре с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вскоре ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим. Возьмите карапуза на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом. Прекрасное место для малыша этого возраста – манеж. Это безопасное место для крохи и ему достаточно пространства для игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Хочу активно двигаться!

К концу месяца Ваш малыш уже уверенно держит головку и поднимается на предплечьях, когда лежит на животике. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. А иногда даже пытается положить в ротик и пососать пальцы ножек. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны – он рассматривает все вокруг, с большим интересом он наблюдает за Вами, что Вы делаете. В этот период ребенок может начать переворачиваться со спинки на животик. Если этого не происходит, не расстраивайтесь и не бейте тревогу. Все дети разные, есть толстячки или лентяи, которые начинают переворачиваться чуть позднее. Попробуйте простимулировать перевороты крохи. Положите малыша на спинку и, аккуратно взяв за ручку, потяните его вправо или влево, как бы помогайте ему перевернуться. Делайте такие упражнения каждый день по нескольку раз. И вы увидите, крошка начнет переворачиваться! Сначала начнет получаться только в одну, любимую, сторону, потом со временем и в другую.

Кроха пытается переворачиваться на бочок, и чаще – тоже на одну излюбленную сторону. Это связано с особенностями становления мышечного тонуса. Почти всегда тонус выравнивается самостоятельно. Кладите яркие, интересные малышу игрушки с той стороны, на которую он переворачиваться «не любит».
На четвертом месяце продолжает совершенствоваться координация движений ручек Вашего ребенка. Он уже не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые – ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляет малышу наибольшую радость. А самыми "сладкими" на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период может стать "велосипедик" – попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш пробует разгибать ножки в коленках, однако, когда он просто лежит, его ножки еще находятся в согнутом положении. Ежедневно занимаясь с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ножками очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем во всех суставах. Поставьте малыша на стопочки – вы увидите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления мышц. Такие занятия доставят ребенку еще больше удовольствия, если будут сопровождаться вашим пением или стихами-потешками.

Если время купания малыш проявит желание поплавать на животике, дайте ему насладиться плаванием. Он настойчиво будет делать движения ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинаниях.

Я развиваю навыки общения!

Одним из главных показателей правильного психо-эмоционального развития ребенка является комплекс оживления и радость при виде взрослых, которую он выражает активными движениями рук и ног, улыбкой. Кроха уже хорошо узнает в лицо близких людей – папу, бабушку, тех, кого часто видит. Однако эту радость он распространяет далеко не на всех. Поэтому не торопитесь приглашать в гости многочисленных друзей. Малыш может хмуриться и нервничать при виде незнакомцев. Это нормальная реакция. Он обязательно их полюбит, но позже. И конечно, ярче всего он улыбается, когда Вы – самая лучшая в мире мама – наклоняетесь над кроваткой. Если вы пощекочите карапуза за животик, то он начнет громко смеяться – это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка.

Если настроение малыша в течение нескольких дней изменилось – он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Возможно, Вы ограничили его среду восприятия, мало гуляли с крохой. Ведь прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ребенку интересно все вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Помните, это для Вас обычные и привычные вещи. А кроха все видит в первый раз и для него это глобальное открытие! А ваша важная миссия - впервые в жизни познакомьте его с миром. На ваши старания ответом будет искренняя улыбка!

Довольная улыбка малыша является главным проявлением его здоровья, счастья и удовлетворения. Она становится проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть кризисные этапы развития. Необходимо давать ребенку слушать музыку, брать на руки и пританцовывать с ним в такт музыки. Пойте сами, не стесняйтесь, ребенок любит ваш голос, для него ваши песни самые лучшие. Даже если у вас нет ни слуха, ни голоса, все равно крошка станет вашим самым прекрасным слушателем и искренним поклонником вашего творчества. Начиная с трёх месяцев, малыши, как правило, не любят оставаться в одиночестве. Им нужна компания, их нужно развлекать. Но главное – они хотят наблюдать за всем, что происходит вокруг! И тут на помощь современной маме могут прийти такие средства, как слинг, люлька-переноска, эрго-рюкзачок – так малыш будет всегда с вами, а вы сможете заняться своими повседневными делами!

Мама, давай поговорим!

Все больше ребенок стремится к общению с вами, и Вы старайтесь как можно больше с ним разговаривать, озвучивайте все, что вы с ним делаете. Старайтесь стимулировать лепет ребенка, произносите за ним звуки, разговаривайте с ним на его языке во время игр. Малыш начинает прислушиваться, стараться повторять звуки. Во время плача, начиная с этого возраста, вы можете услышать от своего чадо первое "мама". Это будет певучее, слезливое "мама". Но зато самое первое и родное "мама" на свете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их "удачную" комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение. Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное "мурлыкание", постепенно измениться на "хихиканье", а за тем и на отдельные звуки. И сейчас уже в лепете малютки появляются новые гласные и согласные звуки (и, е, й, м, б, п). Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Женей или Олей, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим.

Именно сейчас, Вы, родители, и кроха проводите много времени в разговорах друг с другом. Взрослый говорит, улыбается, и ребенок в ответ "гулит" и тоже улыбается. Со стороны иногда даже трудно понять, кто из Вас более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. Вы теперь не только можете понять, от чего плачет ребенок, но и определить гамму чувств, которые отражают эти звуки, - кричит ли он от голода, смеется ли от радости или просто спокойно "гулит". Можно заметить, что, находясь в хорошем настроении, ребенок чаще произносит согласные звуки.

Хотя "разговоры" являются важным стимулом в развитии ребенка, тем не менее это не единственный способ общения с ним. И Вы, и малыш постоянно посылаете друг другу сигналы языком жестов, выражением лица и различными действиями. Вот одно из сообщений, которое может посылать вам ребенок: "Не клади меня в кроватку, даже если я усну. Мне необходимо ощущать твое тепло". Мы уже говорили раньше о том, что не следует бояться "избаловать" младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и теперь, однако ребенку необходимо помочь в том, чтобы он приспособился засыпать самостоятельно. Иными словами, как только вы почувствуете, что ребенок подает сигнал: "Не клади меня, я хочу быть с тобой", со своей стороны вы также должны сообщить ему: "Я кладу тебя в кроватку, я люблю тебя, и все хорошо". Один из способов помочь малышу привыкнуть к кроватке - делать это, когда он спокоен и находится в хорошем настроении. Кладя его в кроватку, старайтесь говорить и улыбаться, наклоняйтесь близко к лицу малыша и смотрите ему в глаза. В некотором смысле он даже может читать по выражению вашего лица. Если вы спокойны, веселы и уверены в себе, он тоже будет спокоен и уверен.

Мама, я кушать хочу!

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше – не расстраивайтесь, это лактационный криз, временное явление, когда приход молочка несколько нескоординирован с ростом крохи. Приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию – это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, как можно чаще прикладывайте кроху к груди. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости.

Будьте готовы к тому, что в 4 месяца ребенок может начать часто отвлекаться во время еды. Старайтесь кормить его в тишине, чтобы он был сосредоточен и никакие лишние звуки не отвлекали его от кормления. На время вам даже может показаться, что он не хочет сосать грудь и отказывается от пищи. Не переживайте понапрасну. Это нормальное явление для этого возраста. Наберитесь сил и терпения. Теперь ваш кроха уже не тот маленький сосредоточенный только на сосании ребенок, а любознательный и бодрствующий малыш.

По современным данным, дети которые получают современные высокоадаптированные смеси, могут получать прикорм позже, чем это было раньше (то есть в 5-5.5 месяцев). Так же имеет право на жизнь и схема введения прикорма с этого месяца.

Но, прошу обратить внимание, что в большинстве интернетовских сайтов по питанию детей и прикорму указывают устаревшие данные относительно того, какие продукты водятся в качестве первого прикорма. Так вот. Сейчас в качестве первого прикорма вводится овощное пюре, а не фруктовые соки и пюре, как это было ранее. Это объясняется тем, что фруктовые пюре имеют природный сладкий вкус, даже если в них не добавляют сахар. Поэтому, если первым ввести фруктовое пюре, то более пресное овощное пюре малыш просто откажется есть. А так он привыкает к вкусу овощей и в дальнейшем проблем не возникает. По поводу соков до сих пор идут дискуссии. Но все склоняется к тому, что соки до года не вводятся в силу своей высокой кислотности, которая раздражает незрелый желудочно-кишечный тракт. Что приводит к различным проблемам в пищеварении, а пользы от такого раннего введения как таковой не обнаружено.

Если ваш малыш лишен грудного молочка и абсолютно здоров, то советы педиатров и диетологов в настоящее время сводятся к тому, чтобы начинать прикорм с овощного пюре. Почему? Многие мамы могут возразить, что ввести первым овощное пюре довольно сложно. Ребенку непросто перейти от сладкого вкуса грудного молока или заменителя к совсем несладкому овощу. И здесь следует набраться терпения. Предлагать новое блюдо следует не один раз, а 10–12 раз как минимум, и только после того как малыш упорно отказывается от него, перейти к другому виду овощей. После того как ребенок не принял тот или иной овощ родители, как правило, переходят на каши, совершая большую ошибку! Высока вероятность того, что малыш вообще не захочет употреблять овощи, после введения сладкой каши. Следует учитывать, что ребенок только привыкает к новым вкусам, и от того, насколько правильно его научат питаться в семье, зависят и его будущие пристрастия в еде. Как следствие привычка к сладкой пище может привести к ожирению и сопутствующим ему заболеваниям.
После каждого кормления у вас есть 1,5 – 2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка – игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны.

Поели, поиграли, можно и поспать!

Спокойный и длительный сон играет важную роль в развитии ребенка. А прогулки и сон на свежем воздухе укрепляют нервную систему ребенка, закаливают, повышают иммунитет. Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.
Ночью сон малыша становится более длительным – около 10-11 часов, и достаточно глубоким. Не ленитесь вставать с малышом рано. Самое лучшее время для пробуждения 7-8 часов утра. Однако, Вы сами должны определить время, когда нужно укладывать спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как Вам узнать хочет ли ребенок спать? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец – это признаки усталости, подсказывающие, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите это поведение - сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать "код засыпания" вашего малыша.

Идем к доктору!

Когда вашему малышу исполнится 4 месяца, вам опять необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он померит рост ребенка, его вес, определит уровень развития малыша и соответствие его нормам. Вы можете задать ему все интересующие вас вопросы.

Педиатр также должен проконтролировать следующие вопросы: нужна ли профилактика анемии, достаточно ли проводится профилактика рахита. Расскажет Вам о подготовке к следующей вакцинации, которая ожидает вас в 4.5 месяца. Это будет вторая прививка АКДС и полиомиелит. Когда вакцинация позади, по вечерам в течение трех суток рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 38,5 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца - не редкость. Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток может повыситься температура до 37.5-38. Однако, запомните, высокая температура три и более дней, кашель, сильный насморк, а тем более рвота или жидкий стул не являются признаками прорезывания зубов, это болезнь малыша! Срочно вызывайте педиатра или скорую помощь! Требует вызова педиатра на дом прорезывание зубов, которое у ребенка протекает очень болезненно.

В том месте, где должен появиться зуб, десна будет красной и немного припухшей. И первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать зудящие десны. Поэтому рекомендуем приобрести для него прорезыватели – резиновые, силиконовые или пластмассовые игрушки в виде колечка или другой формы, некоторые бывают с охлаждающей жидкостью внутри. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десны в местах их раздражения. Но увлекаться ими не стоит.

На этом этапе эпизоды плача из-за приступов кишечных колик у малыша бывают реже. Можно ли присаживать ребенка, например в стульчике или в подушки. Такой вопрос Вы, наверно, не раз уже задавали себе и другим мамам. Некоторые ошибочно считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс. Конечно, малышу это нравится, он может сам удерживать головку вертикально. Педиатры на этот счет единодушны: делать этого нельзя! Во-первых, мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых, его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопите события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь – это происходит по причине незрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить Вас и вашего малыша.

Рекомендации доктора!

1. Надо правильно подбирать игрушки и научить ребенка ими играть. Игрушки должны быть яркими, локальных цветов, крупными. Развешивайте их над малышом в кроватке и выкладывайте перед ним, когда он лежит на животике. На 4 месяце вы можете предложить вашему малышу такие игрушки: погремушки с ручками разных размеров и цветов, кольца разных размеров и цветов, погремушки-подвески, резиновые игрушки, прорезыватели разных форм и цветов с охлаждающим гелем. Обращайте внимание на материал, из которого изготовлены игрушки. Лучше если они будут резиновые или пластмассовые – за ними легко ухаживать (мыть, сушить, хранить). Каждый раз после игры, игрушки нужно мыть с мылом под горячей водой и хорошенько прополаскивать. Хранить игрушки лучше в отдельном шкафу или специальном стирающемся мешке.

 2. Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 15-20 °С (в зависимости от региона и климата) два раза в день зимой — 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Одеть малыша очень просто – до 6 месяцев вы одеваете на него на один слой одежды больше, чем на себя.
Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет - тоненькая маечка и ситцевые ползунки. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

3. Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляете раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, переходя постепенно к влажным). Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше. Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

4. Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.
Рекомендуется делать следующие упражнения: движения руками с обниманием тела, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спинки, отклонения головки назад в положении на весу, массаж животика, поворот со спины на живот за левую руку.

5. Утром ребенка надо умывать водой комнатной температуры и вытирать мягким полотенцем. Надо следить за чистотой ушей и носа. Купать следует ежедневно, дважды в неделю с использованием мягкого мыла и шампуня. Во время купания проявляет радость, плещется, бьет ладошками по воде, смеется. После купания, когда у ребенка хорошее настроение, раз в неделю следует подрезать ноготки. Делать это надо очень аккуратно и осторожно, не нервируя малыша, чтобы он не дернулся.


Автор: Алена Парецкая
Врач-педиатр
Руководитель проекта Детский Доктор
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс