12.02.2014
Вслед за Англией коляски для детей начинают производить во всех странах Европы. Крупный центр по их производству возникает в Германии. Немецкие коляски сразу приобретают популярность широко экспортируются за пределы страны.
Самые первые детские коляски, которые начали производить в Германии, довольно похожи на современные. Основателем их производства в Германии считается Эрнст Альберт Нетер из Цайтца. Вернувшись в 1845 г. из путешествия по Европе, где Нетер младший заразился идеей создания коляски, он вместе с отцом, владельцем фабрики по производству конных экипажей и саней, выпускает коляску с толкающей ручкой, в которой плетеная люлька была установлена на шасси с дугами. В немецкой коляске акцент стоял на технической части коляски, улучшением дизайна они занялись во вторую очередь.
Производство детских колясок сосредоточено в районе Цайтца вплоть до Второй мировой войны. Немецкие коляски экспортировались во все европейские страны. Каталог фирмы «Naether» 1896 года содержит более 100 различных моделей. Кроме Нетера существовали и другие производители детских колясок почти во всех крупных городах Германии, но фабрика Нетера была самой крупной и оставила самый заметный след в истории. В музее детской коляски в Морицбурге можно увидеть немало сохранившихся старинных экземпляров колясок (Deutschen Kinderwagenmuseum in der Moritzburg).
Коляска 1900 г. из музея замка Морицбург.
Удивительно, что немцы, которые начинают делать коляски позже англичан, практически сразу попадают в точку. Не обращая внимания на всевозможные шедевральные красоты, они защищают компактную люльку удобным складным капюшоном, а остальную часть люльки - специальным покрытием-накидкой, как это делается до сих пор. Ставят люльку на колеса меньшего диаметра, но достаточно большие, чтобы они были проходимы. Немецкая коляска более удобна для женщин - им легче справляться с ней самостоятельно. Неудивительно, что эта распространенная форма немецкой старинной коляски пользуется популярностью до сего дня, благодаря демократичности и универсальности. Интересно, что именно немецкий тип коляски для новорожденного стал пользоваться успехом в нашей стране.
Магазин Беллманн (H. Bellmann), продающий коляски и плетеные изделия, Байройт, фото 1907 г. из музея замка Морицбург.
Ребенок, служанка и джентльмен, 1884
Эрик Людвиг Хенингсен (Erik Ludvig Henningsen, 1855 - 1930), датский художник и иллюстратор, социальный реалист.
Няня (The nurse)
Беньямин Вотье (Benjamin Vautier, 1829 - 1898), немецкий художник, швейцарец по происхождению
Альхед с детской коляской, 1901
Магазин Беллманн (H. Bellmann), продающий коляски и плетеные изделия, Байройт, фото 1907 г. из музея замка Морицбург.
Ребенок, служанка и джентльмен, 1884
Эрик Людвиг Хенингсен (Erik Ludvig Henningsen, 1855 - 1930), датский художник и иллюстратор, социальный реалист.
Няня (The nurse)
Беньямин Вотье (Benjamin Vautier, 1829 - 1898), немецкий художник, швейцарец по происхождению
Альхед с детской коляской, 1901
Йоханнес Ларсен (Johanes Larsen, 1867 - 1961), датский художник
На основе колясочной империи Неттера в 1946 г. возникла фабрика Zekiwa. Предприятие находилось на территории ГДР, оно стало крупнейшим производителем и экспортером колясок в Европе. В лучшие годы на фабрике производилось 450 тысяч детских колясок, на нее работало более 2 тысяч сотрудников, она существует и по сей день. После II Мировой войны и даже в конце XX века в Германии возникает несколько крупных немецких брендов, производящих коляски. В России особенно известны Teutonia, Hartan, ABC-designe. По традиции при выборе колясок для новорожденных у нас отдают предпочтение чаще всего именно немецким коляскам.
Современные коляски Teutonia на подиуме
Хайди Клум с ребенком в немецкой коляске 2 в 1 Teutonia в наши дни (установлен прогулочный вариант)
ДЕТСКИЕ КОЛЯСКИ В ЕВРОПЕ
Производство детских колясок в европейских странах строилось по тому же принципу, что и в Великобритании, проходя, в целом, те же самые этапы. Но в каждой стране коляски приобретали какую-нибудь особенность. Немцы привнесли в коляску разумную функциональность и улучшили ее техническую оснащенность. Коляски Северной Европы, как и немецкие, хороши в своем выдержанном строгом стиле и при этом необыкновенно уютны. Во Франции коляска приобретает очаровательную грацию и одухотворенность, в Испании - яркость, темперамент и эмоциональность, в Италии - стиль и жизнерадостность. Это можно почувствовать, глядя на картины европейских художников XIX века.
Первое причастие (First Comunion), 1888
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864 - 1901)
Коляски в парке в Понтуазе ( Le Parc aux Charrettes, Pontoise ), 1878
Камиль Писсаро (Camille Pissarro, 1830 - 1903)
В Люксембургском саду
Марта Стеттлер (Martha Stettler, 1870-1945)
Увеличенный фрагмент с коляской на картине Марты Стеттлер "В Люксембургском саду"
На солнце
Франсуа Гийяр (Franz (Francois) Gailliard, 1861-1932), Бельгия
Старинная французская коляска (perambulator), конец 19 в.
Старинная железная кованая коляска, 1900. Марсель, регион Прованс-Альпы-Лазурный берег.
Landau Dupont - реклама детских колясок Dupont во Франции в 1847 году.
Landau Dupont - похоже перед нами реклама одного из первых детских трансформеров и родина его - Франция.
Leith, 1882
Телемако Синьорини (Telemaco Signorini, 1835-1901), Италия
Контраст жизни, 1889
Хосе Вильегас Кордеро (Jose Villegas Cordero), Испания
Картина хранится в частной коллекции
Эскиз к картине "Контраст жизни", 1889
Хосе Вильегас Кордеро (Jose Villegas Cordero), Испания
Музей изобразительных искусств в Севилье, Испания
Контраст жизни художник показывает на примере коляски - у одного ребенка жизнь начинается с комфортных прогулок в роскошной коляске с няней. Другой малыш на руках у матери не имеет даже самого необходимого...
Современные коляски Teutonia на подиуме
Хайди Клум с ребенком в немецкой коляске 2 в 1 Teutonia в наши дни (установлен прогулочный вариант)
ДЕТСКИЕ КОЛЯСКИ В ЕВРОПЕ
Производство детских колясок в европейских странах строилось по тому же принципу, что и в Великобритании, проходя, в целом, те же самые этапы. Но в каждой стране коляски приобретали какую-нибудь особенность. Немцы привнесли в коляску разумную функциональность и улучшили ее техническую оснащенность. Коляски Северной Европы, как и немецкие, хороши в своем выдержанном строгом стиле и при этом необыкновенно уютны. Во Франции коляска приобретает очаровательную грацию и одухотворенность, в Испании - яркость, темперамент и эмоциональность, в Италии - стиль и жизнерадостность. Это можно почувствовать, глядя на картины европейских художников XIX века.
Первое причастие (First Comunion), 1888
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864 - 1901)
Коляски в парке в Понтуазе ( Le Parc aux Charrettes, Pontoise ), 1878
Камиль Писсаро (Camille Pissarro, 1830 - 1903)
В Люксембургском саду
Марта Стеттлер (Martha Stettler, 1870-1945)
Увеличенный фрагмент с коляской на картине Марты Стеттлер "В Люксембургском саду"
На солнце
Франсуа Гийяр (Franz (Francois) Gailliard, 1861-1932), Бельгия
Старинная французская коляска (perambulator), конец 19 в.
Старинная железная кованая коляска, 1900. Марсель, регион Прованс-Альпы-Лазурный берег.
Landau Dupont - реклама детских колясок Dupont во Франции в 1847 году.
Landau Dupont - похоже перед нами реклама одного из первых детских трансформеров и родина его - Франция.
Leith, 1882
Телемако Синьорини (Telemaco Signorini, 1835-1901), Италия
Контраст жизни, 1889
Хосе Вильегас Кордеро (Jose Villegas Cordero), Испания
Картина хранится в частной коллекции
Эскиз к картине "Контраст жизни", 1889
Хосе Вильегас Кордеро (Jose Villegas Cordero), Испания
Музей изобразительных искусств в Севилье, Испания
Контраст жизни художник показывает на примере коляски - у одного ребенка жизнь начинается с комфортных прогулок в роскошной коляске с няней. Другой малыш на руках у матери не имеет даже самого необходимого...
Перейти в раздел колясок
Предыдущие статьи серии
"Детская коляска - 200-летняя метаморфоза"
Часть I. Прообразы современной коляски: тачки, тележки, детские экипажи и кареты
Часть 2. Викторианская эпоха в Англии. Изобретение коляски
Продолжение:
Часть 4. Американская коляска, времена "Унесенные ветром"
Часть 5. Детские коляски в периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн
Часть 6. Музеи, частные коллекции и исследование истории детских колясок. Использованные материалы