07.02.2014
Трудно представить, но до 19 века детской коляски не существовало. У богатых, конечно, были причуды делать маленькие экипажи по принципу взрослых и запрягать в них коз и осликов. Но это еще не детская коляска в нашем понимании - в таких экипажах и тележках ездили уже большие дети и больше для забавы, чем от необходимости. Различные передвижные средства приспосабливали для катания детей во всех странах и сословиях со времен изобретения колеса. Только представьте, сколько каждый раз было восторга!
Совсем маленьких детей, в том числе и в XIX веке просто носили на руках родители, слуги или родственники. Их просто некуда было возить. Парков не было, как и обычая прогуливаться с малышом. Спали младенцы в люльках и колыбелях, правда колыбели часто делали так, чтобы их можно было переносить вместе с ребенком. Нередко к люлькам и колыбелям прилаживали колеса, чтобы легче перемещать их по дому или выносить на улицу в погожий день. Такие люльки на колесах можно считать прообразом классической детской коляски с люлькой для новорожднного в современном понимании. Самыми популярными и многочисленными были плетеные и деревянные люльки для младенцев, эта традиция сохранится и в люльках для колясок на протяжении многих столетий.
Различные модели тачек, с гравюры XIII века. Иллюстрация из книги "Маленькие вопросы и большие открытия: тачка", Бертран Жиль, исследователь истории науки, 1983.
Современный термин "прогулочная коляска" больше относится к мобильным складным моделям для детей, которые уже научились сидеть, в противоположность классическим коляскам с люльками для младенцев. Оба эти вида колясок развивались параллельно. Прообраз современной прогулочной коляски вполне узнаваем в тележках и тачках, в старых детских колясках, которые были миниатюрными копиями взрослых конных экипажей, а затем автомобилей и предназначались для уверенно сидящих детей. Еще один предмет, оказавший влияние на внешний вид современной прогулочной коляски - стульчик на колесах, тоже довольно распространенный вид детской мебели с давних пор. Одно из современных названий прогулочной коляски - "pushchairs" ("push chairs") как раз происходит от движущегося стула, который везет взрослый. Ну а современный вид классической коляски для новорожденного сложился из соединения тачек, тележек и люлек.
История детской коляски увлекательна, порой парадоксальна, а иногда и анекдотична. То для сидячего ребенка делается очень высокая коляска на очень высоких колесах, из которых непоседливый ребенок запросто мог выпасть. То корзину-люльку, предназначенную для новорожденного, ставили на колеса вообще без шасси, так что маленький ребенок рисковал наглотаться дорожной пыли. Бывало, что коляскам на 4-х колесах запрещали передвигаться по тротуарам, вводили налог на 4-е колесо или вводили требование устанавливать на коляски масляные фонари. Как бы то ни было, но меньше, чем за 200 лет детская коляска прошла увлекательный путь от тачки, плетеной корзинки и детского экипажа до современных высокотехнологичных колясок, в которых даже, наконец, решился вопрос совмещения обоих типов колясок в одной.
Три ребенка в повозке, запряженной козой.
Франс Хальс (Frans Hals, 1580-1666).
Само название "коляска" в разных странах сохранила связь со своими транспортными прообразами, конными экипажами. В русском прижилась "коляска" (а не пролетка, карета или экипаж). В Германии это "kinderwagen", ("kinder" по-немецки - ребенок, "wagen" - тележка, вагонетка, телега, фургон, повозка, карета, автомобиль, вагон, машина, колесница), прогулочную называют "sportwagen". Во Франции прогулочная коляска - "poussette", а для новорожденного с люлькой - "landau", кстати, в русском языке тоже существовало транспортное средство под названием "ландо". В Италии коляска с люлькой - carrozzina, прогулочная - passeggini. В Швейцарии коляска - pousse-pousse, и т.д.
В Англии первоначальное название колясок - "baby carriages". "Carriage" в переводе - экипаж, карета, повозка, вагон и т.д. "Carriage" сократили до "car", впоследствии так стали называть в Англии автомобили. Также было распространено название "perambulator", что означает "путешественник", затем слово сократилось до "pram" (в сокращенном варианте слово приобрело значение "лодка"), до сих пор так чаще всего называют коляски для новорожденного с люлькой. Позднее их более распространенным названием стало "prams carrycots" (carrycot - переносная кроватка), особенно вошло в обиход это название после того, как начали выпускать коляски со съемными люльками с ручками (люльку можно было снять с коляски и переносить в ней ребенка, примерно 1970-е годы). Последний вариант "prams carrycots" сейчас больше распространен в Англии, а "baby carriages" - в США, но в языках все продолжает изменяться.
Прогулочные коляски называют "pushchairs" ("chairs" - кресло, "push" - толкать, нажимать, продвигать, рекламировать, напирать и т.д.) Это название подразумевает конструкцию, напоминающую стульчик на колесах. Но более распространены слова "stroller" и "buggy". "Stroller" - бродяга, странствующий или прогуливающийся человек. "Buggy" - изначально означало одноместный или двухместный легкий экипаж, тележку или вагонетку, затем значение перенеслось и на детскую коляску. Значение "buggy" или "baby buggy" разделилось. В США подразумевают в большей степени коляску для новорожденного, а в Британии - легкую прогулочную коляску для сидящего ребенка. Причем на компьютерном жаргоне слово "buggy" означает "глючный", а в США в разговорном языке оно имеет значение "чокнутый".
Радости материнства
Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732–1806)
Дети Хюльзербек (The Hulsenbeck Children), 1805-06
Филипп Отто Рунге (Philipp Otto Runge, 1777-1810), немецкий художник-романтик, мистик, теоретик цвета. Кунстхалле, Художественный музей Гамбурга (Kunsthalle, Hamburg).
КОЛЯСКИ-ЭКИПАЖИ
В богатых аристократичных семьях первые детские коляски стилизовали под взрослые фаэтоны и под легкие двухместные экипажи. Эти коляски предназначались для частного использования, делались в единственных экземплярах. Их тянули за деревянную оглоблю, впрягая небольших животных. Эти прообразы детских колясок часто были настоящими произведениями искусства, поэтому многие из них сохранились до наших дней и хранятся в художественных и исторических музеях. Их конструкция повторяла взрослые образцы, для того, чтобы смягчить ход в них использовались рессоры и большие колеса - было еще далеко до изобретения резины и подвески, которые позволят уменьшить размер колес. Предназначались они для уже самостоятельных детей.
Эта коляска принадлежала дофину Франции Луи-Шарлю, будущему королю Людовику XVII (родился в 1789), хранится в Версале, во дворце Маленький Трианон.
Дети их Королевских Высочеств Фредерика и Августы, принца и принцессы Уэльских, 1743-1756.
Джон Фабер Младший (John Faber the Younger, 1684-1756), голландский художник, работавший в Англии. Британский музей. На групповом семейном портрете слева дочь четы, Элизабет, едет в небольшой карете, в которую запряжена собака.
Приезд принца (Des Prinzen Einzug), 1910
Артур Джон Элсли (Arthur John Elsley, 1860-1952)
Принцессы Марии, Софии и Амелия, дочери Георга III
Джон Синглтон Копли (John Singleton Copley,1738 - 1815) - американский и английский художник XVIII века
Венгерский художник XIX века
Эта детская коляска сделана в 1859 г. для Гизеллы, эрцгерцогини Австрийской (1856-1932), дочери императора Франца-Иосифа I. Повзрослев, она вышла замуж за Леопольда Баварского, в Мюнхене в ее честь названа улица — Гизелаштрассе. Венский Художественно-исторический музей (Wien, Kunsthistorisches Museum)
Гизелла и ее младший брат Рудольф на фотографии в ныне музейной коляске.
В такие коляски можно было впрячь пони, козлика, свинью, собаку, слугу или какого-нибудь добровольца. Оставалось сделать один небольшой шаг: взяться за ручки и вместо того, чтобы тянуть коляску за собой - толкать ее, как тачку - и перед нами прообраз классической детской коляски, хорошо нам знакомой. Несмотря на дальнейшую эволюцию коляски "гужевой" вид детского транспорта продолжает жить кое-где и по сей день.
Из архива фотографа Уитакера (Whitaker), который использовал коляску в качестве аксессуара для фотографирования детей в курортном местечке Саутенд-он-Си в США в 30-е годы XX века.
Двое детей, коза и коляска - формула отличной и забавной фотографии. Один ребенок стоит, второй сидит в коляске и держит в руках вожжи. Чаще коз запрягали в тележки, а не в коляски. Фотограф Бернетт (J. J. Burnett) из Северной Каролины, США, начало 20 века.
Эндрю Питкерн-Ноулс на велосипеде с прицепом с сыном Гордоном, Shrimping - Бельгия, 1907 - 1908
Эндрю Питкэрн-Ноулc (1871 - 1956), фотограф, один из первых фотожурналистов, публиковал свои работы в иллюстрированных журналах конца 19 - начала 20 века. (V&A's collections)
Детское седло для верховой езды. Такие седла для маленьких детей делали в Великобритании обычно плетеными. Покупали их родители для детей, чтобы приучить их к седлу с самого разного возраста. Выпускались также взрослые седла с корзинами для детей с двух сторон.
Дубовый стульчик на колесах (perambulator), Австралия, 1920-е годы.
В одном из самых известных английских музеев - Чатсуорт-хаус (Chatsworth House) в Дербшире среди ее богатых коллекций хранится коляска-экипаж, создатель которой известен. Это архитектор и ландшафтный дизайнер Уильям Кент, который занимался созданием этого известного дворцово-паркового комплекса. Но далеко не факт, что подобные детские экипажи не делали для детей в богатых семьях и до 1733 года. Известна любовь детей ко всякого рода тележкам - наверняка транспортные средства для детей мастерили с тех пор, как появились первые транспортные средства.
Коляска-экипаж, 1733, созданная Кентом для детей 3-го герцога Девонширского, экспозиция дворца-музея Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Немецкий исследователь Хайнс Штурм-Годрамштайн (Heinz Sturm-Godramstein) в своей книге "Коляска вчера и сегодня" (Kinderwagen gestern und heute) считает, что создание первой коляски произошло почти на 100 лет раньше, а в качестве доказательства приводит экспонат из музея корзин в Михелау, Германия (Deutsche Korbmuseum in Michelau), который датируется 1650 годом. Обращает на себя внимание тот факт, что это передвижная люлька, что говорит о том, что создание и эволюция прогулочной коляски и коляски с люлькой идут буквально бок о бок.
Плетеная коляска 1650 г. из Музея корзин в Михелау, Германия
Портрет детей Олсуфьевых, 1842
Тимофей Андреевич Нефф (Carl Timoleon von Neff, 1804-1876), Козьмодемъянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева
Вести отсчет истории коляски от детского экипажа Кента 1733 г, который был сделан для детей герцога Девонширского, или от коляски 1650 г из немецкого музея корзин в г.Михелау, не совсем правомерно. Коляска Кента - это, скорее пик в искусстве создания детских колясок-экипажей в "доколясочный" период и это прекрасный сохранившийся образец, имеющий авторство. Коляска из Михелау - тоже повозка (наверняка существовали подобные коляски даже и с ручками). Если следовать логике, c таким же успехом первыми колясками можно назвать тачки XIII века из книги Бертрана Жиля (см.выше). Но мы прекрасно понимаем, что начало детских передвижных средств лежит вообще во тьме веков.
Настоящая детская коляска в современном понимании этого слова появится только в первой половине 19 века в Англии, во время правления королевы Виктории, в 1840-х годах, когда начинается ее фабричное производство. А ее прообразом стал симбимоз тележки, колыбели на колесах и запрягаемого детского экипажа, который взяли за дышло взрослые и повезли ребенка. Детская коляска приходит в наш быт вместе с устройством дорог, тротуаров и общественных парков. И со времени появления первых настоящих детских колясок не прошло и 200 лет. Крупнейшие центры по производству колясок сформировались в XIX веке в трех странах - это Великобритания, Германия и США. А начало истории современной детской коляски нужно искать в Англии, куда мы вас и приглашаем.
Перейти в раздел колясок
Продолжение:
"Детская коляска - 200-летняя метаморфоза"
Часть 2. Викторианская эпоха в Англии, изобретение коляски
Часть 3. Коляски в Германии и в других европейских странах в XIX в.
Часть 4. Американская коляска. Унесенные ветром.
Часть 5. Детские коляски в периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн
Часть 6. Музеи, частные коллекции и исследование истории детских колясок. Использованные материалы