Top.Mail.Ru
Детская коляска. Часть 4. Американская коляска времен "Унесенных ветром"
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Детская коляска. Часть 4. Американская коляска времен "Унесенных ветром"

Детская коляска. Часть 4. Американская коляска времен "Унесенных ветром"
ВИКТОРИАНСКАЯ КОЛЯСКА В АМЕРИКЕ

Детская коляска в Америке получает широкое распространение, как и в Европе, одновременно с развитием парков. Первый общественный парк в Нью-Йорке разбивает в 1857 году ландшафтный архитектор Фредерик Ло Олмстед. К концу века парки уже были во многих американских городах. Американцы стали гулять. В парках начинают появляться детские коляски. Американская коляска вслед за английской быстро меняется - у нее появилась толкающая ручка, она стала очень сложной, нарядной и дорогой.

Масштабное распространение детских колясок в Америке относится к 1870-м годам, в 1860-х годах еще далеко не в каждой местности о ней знали. Тем не менее, есть сведения, что первые магазины, торгующие колясками, появляются в Америке едва ли не раньше английских, а
первым производителем, появившемся еще в 1830 годы, многие авторы называют Бенджамина Поттера Крандалла (Benjamin Potter Crandall). Затем дело продолжил его сын Джесси Крандалл (Jesse Armour Crandall,1834 - 1920).  Сын не только продолжил традицию семьи, но и внес значительный вклад в улучшение стандартных моделей. Он получил несколько патентов на изобретения в области колясок, добавил к конструкции тормоз и зонт, экспериментировал со сложением.  Но в целом отец и сын Крандалл больше известны как мастера по созданию детских игрушек и данные по ранним коляскам Крандалла-отца нам найти пока не удалось. Но если это все же так, то Америка может перехватить историческое первенство у Англии, где по общепринятой хронологии фабричные детские коляски начали производить в 40-х годах 19 века.          



Поэтому другим первым американским производителем колясок в Америке считается Ф.Уитни, владелец мануфактуры "F. A. Whitney Carriage Company" в Леоминстере (Массачусетс). Она названа была в честь Фрэнсиса Остина Уитни, который основал компанию в 1858 году вместе с двоюродным братом Фрэнсисом Уитни. На фото: здание фабрики  Уитни в Леоминстере, США 



На фото: коллеционная почтовая открытка, выпущенная к 50-летию колясок Уитни в 1908 году. Рядом с бывшей фабрикой в Леоминстере сохранился Парк колясок Уитни (Whitney Carriage Park), который является одной из достопримечательностей города. (Оба изображения найдены на официальном сайте города Леоминстера).  Однако известно, как минимум, что производство колясок в Америке пытался наладить Чарльз Бартон, который получил в Америке же первый патент на изобретение коляски в 1948 году. Впоследствии он открыл фабрику в Англии, в Лондоне, подробнее об этом мы писали
в статье, посвященной первым коляскам в Великобритании.            


    

Реклама фирмы Kimball, предлагающей детские коляски, 1868 год (Бостон, США).

Династия Кимболл много десятилетий занималась производством экипажей, ландо, кабриолетов высокого класса. Они участвовали во всемирных выставках и даже были одними из первых производителей автомобилей. Логично, что кто-то из семьи стал производить и детские коляски, на первых порах представляющих собой маленькие копии экипажей.    
 

Старые рекламные объяления показывают, что фирма Kimbool выпускает как коляски-экипажи, так и коляски с толкающей ручкой. В газете, хранящейся в публичной библиотеке Кембриджа нашлось небольшое рекламное объявление 1878 года с изображением коляски, которая имеет "толкающую" ручку и зонт-тент (Cambridge Chronicle, 18, 4 May 1878). Есть описание коляски 
S.H. Kimball 1870 г. с кожаным складным капюшоном с окошками, толкающей ручкой, стальными пружинами (амортизаторами) на всех колесах, 40 дюймов длиной. Коляски  Kimball, как и другие коляски того же периода, очень похожи на ранние английские образцы трехколесных кожаных колясок. Но вместо одного переднего колеса чаще имеют два, расположенных близко друг к другу.

 

Обложка иллюстрированного еженедельника "Christian Weekly", 1872 год.     


ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКИХ КОЛЯСОК


На плодотворной американской почве наступил расцвет производства детских колясок. Их дизайн и технические особенности многогранны. Законы в Америке не препятствуют воплощению в жизнь никаких фантазий, в отличие от Англии, где, например, запрещено было передвижение 4-колесных колясок по тротуарам вплоть до 1880 года. Наряду с Д.Крандаллом патенты на новые изобретения получают  А.Кристиан, У.Ричардсон, К.Шульц (A.Christian, J.Crandall, W.Richardson, C.Shults) и другие изобретатели. Один из первых патентов выдан Томберу (J.B.Thomber) из Блумсбери в 1859 году, его коляска выглядела как шар в разрезе, если она и производилась, то недолго. Коляска, запатентованная Эндрю Кристианом (Andrew Christian) в 1866 году также походила на английскую трехклесную, но со сдвоенным передним колесом.  




Один из патентов получен Д.Крандаллом-сыном  (
J.A. Crandal) в 1890 г (первая иллюстрация), второй в 1897 г. выдан на тормоз для коляски.       


  

Сохранившийся экземпляр плетеной коляски 19 века
  



В июне 1889 года Уильям Ричардсон  (William H. Richardson), чернокожий изобретатель, запатентовал идею первой коляски, в которой ребенок мог ехать как по-, так и против движения. Ричардсон также получил патент на колеса для колясок, вращающиеся вокруг оси (а не вместе с осью).    



Ребенок в коляске, фотография 1895 года.
  


ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ

На протяжении 19 века многочисленные американские производители одновременно выпускают коляски разных видов, поэтому нет четкого деления - в таком-то году в таком-то штате все дети ездили на такой то модели коляски. Но общие тенденции, конечно, существуют. В каталоге компании "Братья Колби" (Уотербери, штат Вермонт) 1868 года есть как двухколесные модели с дышлом ($8), так и 4-колесные на рессорах с толкающей ручкой, складным кожаным верхом, украшенным серебром, с масляными габаритными лампами ($52). Масляные лампы требовались согласно ПДД того времени. Более дорогие и красивые нужно было толкать, а простые - тянуть.  



 

Прогулка в парке 
Фредерик Чайлд Хэссэм (Frederick Childe Hassam, 1859–1935), США   

В 1876 году в каталоге упомянутой компании Whitney Carriage из Леоминстера (Массачусетс) перечислены 54 модели коляски ($6 - $80). Большой ассортимент и высокие цены показывают востребованность колясок, а также большое значение, которое придавали родители викторинского периода к ее внешнему виду. Родителям было важно, чтобы их видели с "правильной" коляской.       

На примере производителя, который изготавливал как детскую мебель, так и коляски, хорошо видно соотношение "акцентов": в каталоге Sears, Roebuck 1897 года содержится 8 моделей кроваток и 22 модели колясок, которые предлагаются к продаже по гораздо более высокой цене.  Это показывает, что американские родители были готовы тратить на коляску гораздо больше денег, чем на детскую кроватку. Кроватку никто не видел, поскольку стояла она обычно в самой далекой части дома. Коляска же была публичной и церемониальной. Ею любовались вместе с сидящим в ней ребенком, выставляли напоказ.         



Молодая мать в саду
Мэри Кассат (Mary Cassatt)

В Америке коляски перестали имитировать взрослые экипажи и стали приобретать детский облик в 1881 году. В каталоге 1881 г. компании Peobody and Whitney (Бостон) половина моделей была похожа на экипажи, а вторая половина представляла собой плетеные модели, которые называли также "гостиными" колясками - они подходили и для улицы и для дома. Полностью переход к ним произошел  к началу 1890 годов. Каталоги Montgomery Ward в 1983 году, Sears, Roebuck в 1897 и 1902 годах, компании Acme за 1901 г. предлагают только коляски с плетеным остовом. Очень популярны были плетеные коляски фирм Heywood и  Wakefield, о которых поговорим подробнее ниже.

В это время коляску считают очень важным публичным предметом и украшают с необыкновенной роскошью. Она становится полностью детским предметом. К концу века ее неизменными атрибутами (за исключением самых дешевых) становятся зонтики и кружева. Для колясок конца века характерна плюшевая обивка, брюссельские коврики с особой бархатистой поверхностью, металлические колеса. Но рессоры существуют только у самых дорогих. Выбирали коляску по красоте, а не по удобству для ребенка.    

Младенец считался символом семьи. Коляску конструировали таким образом, чтобы обратить внимание на ребенка и показать его с наилучшей стороны - как драгоценность на темном бархате в ювелирном магазине. Коляски обивали чаще всего дорогой тканью цветов, которые символизировали роскошь - темно-красного, вишневого, бронзового, кобальтового, изумрудного. Эти цвета контрастировали с белой одеждой младенца. Викторианские коляски были просторны -  они служили детям до 5-6 лет.  

 

Фотография ребенка в викторианской коляске, 1891 



Розы и лилии, 1897 (возможно название картины, по-французски "Roses et Lys" намекает на известную детскую французскую песенку, в которой есть такие строки: "Между роз и лилий спит, спит, спит маленький сын...")            
Мэри Файрчайлд Макмонис (Mary Fairchild MacMonnies, 1858-1946), американская художница, особенно известная ландшафтными и жанровыми картинами  

Коляска была идеальным воспитательным средством - на ребенка все смотрели и он не мог вести себя плохо. Детям нравилось ехать, смотреть по сторонам. К концу 19 века усиливается внимание к безопасности детского транспорта - появляются защитный корпус и ремень безопасности. Многие модели позволяли ребенку ехать сидя, как паша, подчеркивая привлекательность и невинность ребенка. Подобно хорошо продуманной театральной постановке, детская коляска приковывала внимание зрителей к фигуре в центре сцены.
 


КОЛЯСКИ ВРЕМЕН "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ" 




Одна из самых знаменитых в мировом кинематографе колясок снялась в культовом для Америке фильме "Унесенные ветром" в 1939 г.  



Роман Маргарет Митчелл вышел в 1936, фильм вышел на экраны в 1939 и получил 8 премий «Оскар». Эпизод с коляской, в котором играют Кларк Гейбл (Ретт Батлер) и Вивьен Ли (Скарлетт О’Хара) очень показателен. Ретт и Скарлет отправляются на прогулку с Бони. Для Скарлет непонятно, зачем они устроили этот парад на тротуаре, если есть слуги, которые прекрасно справились бы с такой задачей. В отличие от Скарлетт,  Ретт готов следовать условностям общества, делать все, что должна была делать "правильная" семья, чтобы общество приняло их дочь.   

Действие в фильме происходит в Америке во время войны между Югом и Севером (1861 - 1865) - примерно к этому времени и относится коляска Бони. Не только в 30-х годах в Америке существовала ностальгия по старым викторианским временам, и сейчас этот стиль, который стали называть "винтажным" любят, а старинные раритеты собирают и сохраняют коллекционеры.   


Похожие коляски выпускались в Америке довольно долго, например, этот экземпляр сделан в 1900-х годах. Horse & Wood Carriage



Идея коляски настолько удачна, что ее можно было встретить, к примеру, в 1932 в Гайд-парке в Лондоне. На фото - ребенок с матерью и собакой в коляске, сделанной по типу конного экипажа.
 
 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЯСОК В АМЕРИКЕ

В 80-х - 90-х годах 19 века коляска проникла уже в каждый уголок Америки - ее можно увидеть и в городах и на самых отдаленных фермах. Одна из интересных особенностей американской коляски этого периода - большая популярность плетеных люлек. В музее в Плимуте (Plymouth Hall Museum) в штате Массачусетс хранится плетеная колыбель 1620 года, сделанная для одного из первых европейских детей, родившихся в Америке - Перегрина Уайта (Peregrine White). Так что история с плетеной люлькой в Америке как-то сразу задалась и имеет особенное значение. Плетеные изделия делали из местных материалов. Экзотический ротанг попадает в Америку с китайскими кораблями, где им укрепляли грузы для транспортировки через океан.  Этот необычный материал вызвал любопытство молодого бостонского бакалейщика Сайруса Уэйкфилда (Cyrus Wakefield), это произошло в 1844 году.  В 1855 году он основал компанию по производству плетеной мебели Wakefield.                  

Американские родители уже тогда ценили экологическую чистоту плетеной коляски. Внутри ее обивали мягким шелком, гобеленом, штофом, велюром или сукном ярких цветов. На них крепили зонты из шелка или атласа. Драпировки, кружева, окантовки, ленты завершали ее внешний облик.



Магазин колясок и велосипедов (Wheeled conveyance store), 1890. Перед витриной стоят 4 магазинных клерка.           
 
   



Реклама коляски из ротанга Wakefield 1880 года.


 
Реклама коляски  Wakefield  с зонтом, 1899

Натуральность материала, ручная работа соответствовали взглядам того времени, когда приветствовалось единение с природой. Правила поведения для дам из светского общества подчеркивали, что следует радоваться природе. Засушенные нежные цветы и листья служили сувенирами, их находили между страницами прочитанных книг, из них составляли букеты, которые украшали дома. Страсть к природе и прогулкам на воздухе как нельзя лучше поддерживали необходимость использования детских колясок. Плетеные изделия были прочными и легкими, радовали глаз. Коляски можно было легко переносить на веранду или во двор в теплые дни, легко чистить. Использовали для плетения ротанг, тростник, камыш и другие природные материалы.  

Толчком к усилению моды на плетеные изделия послужили Большая лондонская выставка плетеных изделий в 1851 году, а затем Выставка плетеных кресел в Нью-Йорке. Производителям плетеной мебели достаточно просто было добавить в свой ассортимент детские коляски, учитывая опыт в изготовлении мебели. В Америке в XIX веке коляски производят большое количество фирм, многие из которых имеют очень длинную историю. Фирма Хэйвуд (Heywood Brothers) выпускавшая плетеную мебель, также начинает выпускать коляски,  когда становится понятным, что спрос на них возрос.
  

  

  

Репродукция из каталога  Heywood Carriage (1886)  

  

Иллюстрация из каталога "The Heywood Carriage" (1886).     

  

Коляска из каталога Heywood Carriage, 1886    

  

Коляска  Heywood, 1880 (сохранившийся экземпляр)

Вскоре Wakefield, наряду  с компанией  Heywood, становится крупнейшим производителем детских плетеных колясок, а затем компании объединяются. К 80-м годам 19 века производители колясок обеспечивают тысячи рабочих мест. Благодаря конкуренции, которой немало способствовали продажи по почте, коляски приобретают невысокую цену, доступную для всех. Профессионаьные рабочие тратили на изготовление коляски три дня, поэтому коляски отличались очень хорошим качеством, благодаря которому многие экземпляры сохранились до сих пор.    


 

Нейт Сэлсбери (Nate Salsbury) с группой, 1889 
Нейт Сэлсбери, владелец и менеджер  ковбойского шоу "Buffalo Bill's Wild West Show" сидит на ступеньках с трубкой, рядом сидит его жена. 
Коллекция: История американского Запада 1860 по 1920, фотографии из Публичной библиотеки Денвера.


 

Landweiman & Rettus, фото 1890 г., США,  На фотографии  маленький ребенок в коляске, укрытый белым меховым одеялом. 
  

 

Апрельская погода 
Мэри Халлок (1847-1938). На этом карандашном рисунке любопытно, как мама обмотала капюшон коляски шалью. Чтобы поговорить с ребенком матери или няне нужно бросить ручку и обежать вокруг коляски.  






Фотография конца 19 века сделана в Мичагане (Hart, Michigan) в США. Сохранились некоторые сведения об участниках съемки. Девочка с фотографии в возрасте 20 лет все еще живет в Харте и работает учительницей. Отец ее был аптекарем.  



На этой студийной фотографии 1894 года - ребенок в богато украшенной коляске с меховым одеялом опирается на подушку.  Фотограф Вертс (P. D. Werts) из Айовы (США).



Мужчина с ребенком в коляске. У ног хозяина расположился верный пес (скорее всего лабрадор ретривер или ньюфаундленд). От фотографии веет теплотой, хочется узнать, где жена этого человека. Но этого мы уже не узнаем никогда.  Фотограф Флаттен (Flaten’s studio, Halstad, Minnesota).  
  


 

Постер к музыкальной комедии "Служанка", 1889, США            


 

Постер к книге "Спортивная жизнь" (Sporting life written by Cecil Raleigh & Seymour Hicks), 1898, США


 

Монахини на прогулке с детьми в колясках, 1890, США (fineartamerica).
  
  

Эта фотография запечатлела модную маму 
 в 1898 году  в Нью-Йорке, на углу Пятой авеню и Восьмой улицы. Она управляет коляской настолько решительно, что человек, проходящий мимо нее, выглядит несколько обеспокоенным.   



Детская коляска, произведенная на мануфактуре "F.A. Whitney Carriage Co" в начале 1900 годов. 



Неизвестная семья позируют странствующему фотографу.12 человек стоят перед бревенчатой ​​хижиной. Среди них мальчик с тачкой, девочка на высоком стульчике. Коляска рядом с женщиной, которая держит ребенка на руках. Фотографы Хальтстрэнд и Пэйзендак, 1900. (Библиотека конгресса) 


 

Дамы на прогулке с колясками, Нью-Йорк. 

 

Ребенок в викторианской коляске, 1906
 


  


Матери и дети в городском парке в жаркий день, Нью-Йорк, 1908   



Дети в Центральном Парке. Женщины сидят на скамейках, двое детей в колясках.  Нью-Йорк, 1909 год.

  

Белый ребенок в детской коляске и чернокожий мальчик. Африка, 1924. 
На фото довольно ранний устаревший викторианский вариант коляски - в колонии новинки проникали не так быстро. 



Реклама санок в викторианском стиле, 1906, США  
Довольно легко можно было превратить в санки и некоторые коляски, например, фирма Heywood продавала специальные полозья для колясок за 2$.   

После объединения Heywood и  Wakefield еще долго выпускает коляски, которые продолжают изменяться, но остаются популярными в Америке почти до II Мировой войны. Ниже - реклама объединеной фирмы Heywood и  Wakefield, благодаря которой видна ретроспектива изменений в дизайне американских колясок к началу XX века. 

  

Реклама
Heywood & Wakefieid 20-х годов

  

Реклама Heywood & Wakefieid Carriage, 1927  

  

Коляски Heywood & Wakefieid в 1931 году




Коляска Heywood & Wakefieid  начала 20 века (экземпляр, сохранившийся до  наших дней).


   
Детская коляска, фотография сделана между 1920-1930 годами, Денвер, Колорадо; фотограф Гарри Роудс. Из коллекции цифровых изображений Публичной библиотеки Денвера.
 


Реклама колясок  Heywood & Wakefieid, 1929



Коляска стала одним из символов американского транспорта - при выпуске серии, на которой были размещены все транспортные средства 1880 года - на первой из них, 7,4-центовой марке, помещено изображение детской коляски в викторианском стиле. Серия выпущена в 1984 году в Сан-Диего, США.  





Реклама колясок Стургис (Sturgis) 1910 года, Мичиган, США.

 
 

Перейти в
раздел колясок

Предыдущие статьи серии    
"Детская коляска - 200-летняя метаморфоза"            
Часть I. Прообразы современной коляски: тачки, тележки, детские экипажи и кареты
Часть 2.
Викторианская эпоха в Англии, изобретение коляски
Часть 3.
Коляски в Германии и в других европейских странах в XIX в.
 
Продолжение:
Часть 5. Период демографических взрывов после I и II Мировых войн
Часть 6. Музеи, частные коллекции и исследование истории детских колясок. Использованные материалы
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс