Top.Mail.Ru
Детская коляска. Часть 5. Периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Детская коляска. Часть 5. Периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн

Детская коляска. Часть 5. Периоды демографических  взрывов после I и II Мировых войн
ДЕТСКИЕ КОЛЯСКИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ  

Викторианская любовь к пышности после Первой мировой войны вышла из моды. Детские коляски становятся проще - все еще плетеные или кожаные, они потеряли свой вычурный облик, бархатные коврики и зонтики. Больше внимания стали уделять  защите ребенка от дождя и качеству подвески. Кроме того - в этот период коляску развернули на 180 градусов и расположили лицом к матери, а от посторонних глаз ребенок был закрыт капюшоном коляски. То есть стали заботиться об успокаивающем для ребенка контакте с матерью, а не демонстрации ребенка миру.

Изменение облика коляски последовало вслед за изменениями в политике и экономике европейских стран. Главной причиной столь больших изменений стал послевоенный всплеск рождаемости - демографический взрыв. На демографическую ситуацию повлияло не только возвращение мужского населения к мирной жизни. Общая картина подъема и оптимистистического отношения к будущему, технический прогресс, который в послевоенные годы начинает служить мирным целям, глобальные открытия в медицине в конце 19 века способствовали резкому подъему рождаемости. Но "I Бэби-бумом" этот период назовут позже, этот термин изобретут в Америке в период демографического взрыва после Второй мировой.         

 

Вязание для солдат в Хайбриджском парке, 1910
 
Джордж Бенджамин Лукс (George Benjamin Luks, 
1867-1933
), американский художник и иллюстратор              


После окончания I Мировой войны повысился спрос на детские товары, а следовательно начинается их массовый выпуск и удешевление.  Детская коляска становится доступной всем. В производстве начинают широко применять новые материалы - пластик и резину.    



Парад колясок на главной сцене Эсбери-парка в Нью-Джерси (США), 1915.  На фотографии видно, какое разнообразие колясок используется в это время в Америке. 

Тем не менее, еще до 1920 очень распространены коляски на высоких колесах, их окончательно вытесняют в 1920-х, а особенно в 1930-е годы другой тип детского транспорта.  Корпус коляски становится глубже, а колеса меньше, что делает ее более устойчивой и безопасной. Коляска становится проще, но более функциональной. С другой стороны коляска стала слишком низкой и уже к 1950, после  Второй мировой войны, под влиянием английской и американской моды на автомобили, она вновь "подрастет". В 1920-х годах обращает на себя внимание активное появление складных прогулочных колясок. Выглядят они как "движущиеся стулья".

Первый период появления прогулочных складных колясок относится к развитию железнодорожного транспорта  - коляску пытаются сложить до размера привычного для ж/д-путешествий чемодана. По мере развития авиации, уже после Второй мировой, будет изобретена прогулочная коляска-трость, которая будет совсем легкой и ее уже можно будет сложить как зонт.



После Первой мировой войны функции безопасности детской коляски приближаются к современным. У колясок с рождения большие колеса, ножные тормоза,  они просторные и глубокие и при этом низкие - если ребенок все-таки выпадет из коляски, то падать до земли ему будет совсем близко. Фотография Дэвида Сэвилла, Агенство печати Getty Images.       

Использование и видоизменение детских колясок отражает широкие культурные изменения, происходящие в обществе, в том числе в области гигиены, а также процессы урбанизации, социального развития и изменения в отношении к детству и отцовству. По мере улучшения дорог (асфальтирование распространяется еще с середины 19 века), коляска становится по-настоящему удобным детским транспортным средством. Но это не было единственной целью коляски -  еще с 1880-х годов важным в уходе за младенцем считается свет и свежий воздух и врачи рекомендуют родителям использовать детские коляски.    



В 1930-е годы коляски серийного выпуска теряют большие плетеные и деревяные люльки, в производстве все более распостраненными становятся резиновые и пластиковые детали. Недорогое хромирование заменяет дорогостоящие детали из латуни. А позже - к 50-м годам, коляска станет предметом первой необходимости для молодых родителей. Дешевые материалы и безопасные конструкции сделают их не только модными, но и доступными для любого бюджета. Фотография Терри Финчер      

 

Коляска "The Boston", 1920-1929, мануфактура PM Prams (Англия). 



Няни на прогулке с колясками в Синаи (Румыния), 1923. Сейчас здесь модный горнолыжный курорт, 130 км от Бухареста. 


 

Коляска с плетеной люлькой сделана в Германии в 1930-1939 годах. Производитель Альфонс Поллак. Плетеные коляски и другие предметы мебели были популярны на протяжении многих лет. Они были легкими по весу, их было легче чистить и они были дешевле.



Детская коляска на улице в Лондоне в 1934 году.     
  

 

В музее транспорта в Ипсвиче (The Ipswich Transport Museum) в графстве Саффолк в Великобритании хранится коллекция из 22 исторических колясок - это одна из них.

 





Из каталога детских колясок Heywood-Wakefield, США, 1929





Витрина мебельного магазина Кендрик-Харрисон в Вашингтоне, округ Колумбия. В витрине хорошо видны детские коляски Heywood Wakefield, США, 1922 (National Photo Company Collection glass negative). Как уже упоминалось в предыдущей статье об американских колясках 19 в., две крупные компании по производству преимущественно плетеных колясок Heywood и Wakefield в конце века объединились и стали выпускать коляски под двойным названием.   

 

Детская коляска в Провинстауне (Provincetown), США, 1924. По всей видимости, москитные сетки еще не производят. 


   

Собака по кличке "Джек Комета" стоит рядом с ребенком в коляске и держит в зубах его одеяло. Фото сделано в 1929 г., фотограф Чикагкской газеты Daily News, Исторический музей Чикаго.



Фотография из той же серии, Чикаго Дэйли Ньюс.



Американские коляски 30-х годов демонстрирует еще одна "кинематографическая" коляска, снявшаяся в фильме "Неприкасаемые" режиссера Брайана Де Пальма. Фильм о борьбе с империей гангстера Аль Капоне в 1930-е годы в США, в ролях
Кевин Костнер, Шон Коннери,  Роберт Де Ниро. Эта коляска фигурирует в сцене перестрелки на вокзале, которая перекликается со знаменитой сценой из фильма "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна 1923 года. Коляска хранилась в невероятной научно-фантастической коллекции Форри Акермана (Forry Ackerman) и в 2009 году выставлялась на аукционе Profiles в Южной Калифорнии. 





Реклама коляски (Go-Cart) "Стургис"
, 1920



Реклама колясок  Lloyd, США
, 1920



    


Каталог прогулочных ("тротуарных") американских колясок, которые носят название "Go Cart", плетение и шпон, 1920 г.                     



Рекламный плакат прогулочной американской коляски 1920 г. фирмы "
Lloyd Loom Products"           



Ретроспектива колясок Lloyd   

  

Реклама колясок Lloyd в 1928   (Слоган: Нет коляски более качественной, чем эта!"

  

Реклама колясок Lloyd в 1928  

  

Lloyd, 1929   (Слоган: "Комфортная коляска")

  

Lloyd, 1930
   (Слоган: Если бы только ребенок мог говорить!)

  

Lloyd, 1930  



Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер (Jimmy Walker) - друг детей в колясках, Press Photo,
1931. Романтической версии пребывания на посту мэра Джимми Уокера посвящен фильм 1957 года "Бо Джеймс" (актер Боб Хоуп) - Уокер был романтическим символом эры джаза. 





Французские коляски Terrot из каталога 1939 года.

Terrot, крупнейший мотопроизводитель Франции, в 1930 году выпустил более 100 тысяч мотоциклов и избежал последствий финансового кризиса благодаря заключению контракта с французской армией. Terrot обеспечивает кавалерию страны тяжелыми военными мотоциклами повышенной проходимости, с маскировочным освещением и прочими военными опциями. Но фирма продолжает выпускать и гражданскую мототехнику, велосипеды, мопеды, а также детские коляски, еще раз подтвердив ставший привычным альянс между военной промышленностью и детским транспортом. Кстати, эту традицию поддержит и Советский Союз, где детские коляски стали выпускать на ракетостроительном заводе.



Опытный образец британской герметичной  коляски 1938 года на случай газовой атаки.           



КОЛЯСКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 

Почти точно через девять месяцев после окончания Второй мировой войны, "крик ребенка был услышан по всей земле", - так описал тенденцию к повышению рождаемости американский историк Лэндон Джонс. В 1946 году в Америке родилось больше младенцев, чем когда нибудь рождалось в стране -  3,4 млн, это на 20 процентов больше, чем в 1945 году. В 1947 году родилось еще 3,8 млн детей, в 1952 - 3,9 млн, а каждый год с 1954 до 1964 - по 4 млн и после этого период, получивший название "II бэби-бума", пошел на убыль. К тому времени в США было уже 76 с половиной миллионов "бэби-бумеров" и они составили почти 40 процентов населения страны.

Рост общего экономического благосостояния после Второй мировой войны делает коляску более доступной для семей среднего класса, их производство растет. В этих условиях изменяется и положение женщины: они получают большую мобильность, освобождаются от вынужденной привязанности к дому и получают удовольствие от расширяющегося радиуса действий и свободы.

 

Детская коляска, сделанная в Великобритании в 1946 году на мануфактуре Lines Bros. 
Дизайн коляски называется  "Сэнддаун»  (Sandown). Коляска  имеет меньшие, чем до войны колеса, по причине нехватки металла. Во время войны были наложены ограничения на поставку материалов, необходимых для производства колясок, кроме того, на покупку коляски клиенты должны были иметь специальные разрешения, которых не хватало для всех желающих.  Производители детских  колясок во время войны переквалифицировались на производство предметов первой необходимости для армии.   

 

Коляска на парижской улице 9 мая 1945 г. Париж празднует победу. 



"После Вас, мадам!" Рекламное объявление 1946 года во французском журнале, посвященном молочным продуктам (National Dairy Products Corporation, Food & Candy)



Во время Второй мировой войны завод английского производителя Silver Cross был реквизирован министерством авиации для производства деталей для самолетов (в том числе для Spitfire, над которым работал во время войны летчик-испытатель и авиаконструктор Оуэн Макларен, который вскоре изобретет самую легкую в мире коляску-трость). 



На фото: один из сыновей Уильяма Уилсона, основателя Silver Cross, на своей фабрике колясок

В результате фирма приобрела новые технологии и навыки, стала использовать алюминий вместо фанеры (шпона), в результате коляски стали легче, производственный процесс быстрее, стали использовать конвейер, точечную сварку. Для родившегося в 1948 г. наследника английского престола принца Чарльза королевская семья приобретает коляску Silver Cross - в этот период эта коляска приобретает международное признание за высокое качество (в последний раз, в прошлом году, при рождении наследника британского престола выбором королевской семьи стала Bugaboo). Послевоенные коляски Silver Cross "адаптированы" к эпохе, в них стали использовать хромирование, резину и пластик.     




  

Фирма Millsons (Англия) основана в 1910-х годах. Первоначально находилась на  303 Oxfordstreet, затем на 
130 Wigmorestreet в Лондоне, существовала до 1960 г.  Фото коляски Миллсон из Национального музея трамвая в  Крайтче (Дерпшир, Англия). 



Магазин детских товаров Джеральда Уайта (Gerald S White) в Кеттеринге, Англия. Фотография 1948 года.



В магазине
Джеральда Уайта  представлены известные в то время бренды - Royale, Marmet, Pedigree, Swan, Harringtons, Johnsons, а также Osnath, Wilson, Silver Cross, Swallow, Tan-Sad.   






Каталог французской фирмы Terrot 1952 года, известной также своими мотоциклами, велосипедами и другой мототехникой. Во время 2 Мировой войны 
фирма Terrot  выпускала военные мотоциклы для французской армии.  



Няни с детскими колясками во дворе замка Сфорца. Милан, Италия, 1938 (lombardiabeniculturali)

 

Реклама детского питания в США заодно обзорно показала распространенные виды колясок в 1940 г., когда была опубликована.  



Реклама коляски Heywood-Wakefield, США, 1947



Реклама американских колясок Thayer 1943, 1944, 1947 годов   
 

 

Шведская коляска Эммэлюнга (Emmaljunga), 1940    

 

Коляска Циклоп (бренд Cyclops),1959 



Реклама складной коляски "Boodle-Buggy" от Welsh Company, одного из крупных производителей детских колясок в 50-х годах 





Реклама 
Silver Cross, 1951 



Наш дом будет построен, 1953
Йозеф Кертеш (Jozsef Kertesz, 1905 - 1979), венгерский  художник

 

Коляска, сделанная в 1959, Музей детства, Великобритания (Museum of ChildhoodBabies Gallery) 



Детская коляска Whitney, США, 1949 



Магазин колясок - Кони Айленд 
(Canvey Island), Хай стрит, Бруклин, Нью-Йорк, 1950. Магазин принадлежал семье Липман, имеющей российские корни, canveyisland.org



Женщины с колясками, 1960. Фотограф Брюс Дэвидсон, Лондон.  



Как вам такой слоган: Ваш ребенок стоит $ 89.99? Сегодня это сочли бы дурным тоном. Реклама колясок Bilt-Rite "Park Avenue", 1966   


Перейти в раздел колясок

Предыдущие статьи серии    
"Детская коляска - 200-летняя метаморфоза"
Часть I.
Прообразы современной коляски: тачки, тележки, детские экипажи и кареты
Часть 2.
Викторианская эпоха в Англии. Изобретение коляски  
Часть 3. Коляски в Германии и в других европейских странах в XIX в.
Часть 4.
Американская коляска, времена "Унесенные ветром"
Часть 5.
Детские коляски в периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн
Часть 6. Музеи, частные коллекции и исследование истории детских колясок. Использованные материалы  
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс