10.03.2014
«Папой» детской коляски считают известного архитектора Уильяма Кента, который изобрел первую "праколяску". Опробовал новинку Уильям Кавендиш 3-ий герцог Девонширский. Именно он в 1733 году сделал у Кента первый заказ для своих детей. Тогда это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягалась коза или пони. Модель Кента пришлась по вкусу, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и, на протяжении еще более ста лет, коляска оставалась невероятной диковинкой.
С момента появления первой коляски и вплоть до 1840-х годов, детский транспорт был ужасно неудобными. Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки и их приходилось тянуть за собой, а не толкать.
По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с легкой руки королевы Виктории, любящей матери 9 детей, которая пожелала самолично прогуливаться с ними по королевскому парку. Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя было назвать удобной: она была чересчур высокая, неустойчивая, у нее не было ручек, в связи с чем, ее нужно было тянуть за собой.
И только в 1853 году английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон внес революционные изменения в конструкцию и получил первый в мире патент на детскую коляску. Его коляска стала толкающего типа и трехколесной, при этом ребёнок сидел лицом вперед. Но уже в 1877 году в Великобритании появилась первая компания по производству колясок – Silver Cross.
История коляски в России проходит почти такие же этапы, что и в других европейских странах. Например, в знатных семьях в старину также делали для малышей повозки и тележки, в которые впрягали небольших животных. Иногда роль тянущей силы охотно выполняли старшие дети или слуги. В аристократических и богатых дворянских семьях считалось престижным иметь собственный детский конный экипаж. Но где брали эти, первые коляски? Сначала их выписывали из-за границы или делали на заказ у русских мастеров. Честно говоря, Россия никогда не числилась законодателем моды на детские транспортные средства. Детская коляска, в современном понимании этого слова, развивалась вместе с транспортной системой, дорогами и по мере появления специально отведенных мест для прогулок с детьми - парков и скверов. А это был не быстрый процесс.
Несмотря на это, есть детали, в которых отечественная коляска обошла зарубежных конкурентов. Например, снялась в эпизоде, который вошел в десятку лучших сцен мирового кинематографа. Все мировые создатели триллеров сделали эту сцену из фильма "Броненосец Потемкин" образцом для подражания. Ну и, конечно, еще один момент, в котором мы "победили" - это "место сборки" детских траспортных средств. В то время, как в Европе коляски делали на мотоциклетных или авиационных заводах (о периоде после I и II Мировых войн), наши производили приспособили для этого мощности ракетостроительных цехов.
История коляски в "красках"
1. Немецкий художник на одной из своих картин изобразил ту самую "праколяску". Главные герои полотна пересекают заледеневшую Неву. Такая картина в молодом Санкт-Петербурге была не редкостью, ведь постоянных мостов тогда еще не построили.
Теодор Хильдебрандт, дюссельдорфская школа. Нева в Санкт-Петербурге зимой. 1844
2. А здесь коляска уже больше похожа на современный аналог. Есть колеса и капюшон, но по внешнему виду они не сильно отличались от обычных плетеных корзин.
Т.А.Нефф, "Портрет детей Олсуфьевых", 1842
3. Великая княжна Мария Александровна (1853 - 1920), дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны гуляет вдоль пруда в собственном экипаже. Место: ГМЗ Царское Село, Пушкин Ленинградской области. Мария Александровна родилась в Царском Селе. Позже вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского, второго сына английской королевы Виктории. Сестра императора Александра III.
Великая княжна Мария Александровна на прогулке. 1858, Франц Тейхель, акварель
4. Коляска в виде лебедя, которая когда-то принадлежала царской семье. Поступила в музей игрушки, который находится в Сергиевом Посаде из Детского Села (Пушкин, Ленинградской области) в 1932 году. Сделана во второй половине 19 века.
5. Великая княжна Ольга на прогулке с няней М.И. Вишняковой. Ольга Николаевна - старший ребенок Николая II и Александры Федоровны, родилась в 1895 г. М.И.Вишнякова - няня, вырастившая всех дочерей Николая II. Она окончила школу нянь при Петербургском Воспитательном доме и в мае 1897 была зачислена помощницей няни при великой княжне Ольге. После того, как ее воспитанницы выросли (точнее после скандала с Распутиным) была уволена, но ей была назначена пенсия в размере оклада, а квартира в Зимнем дворце и издержки на ее содержание оплачивались «из сумм Августейших Детей». До Вишняковой все няни в великой семье были, в основном, англичанки. Это может быть одной из причина, по которой на фотографии английская коляска - выбор от предыдущих воспитательниц.
6. На этой фотографии Великая княжна Мария и цесаревич Алексей толкают игрушечную коляску, в которой сидит их двоюродный брат.
7. В коляске дочь княжны Ирины Александровны и Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Ирина Феликсовна Юсупова - родилась в Петрограде 21 марта 1915 года. Царскосельский парк. (ГАРФ) Княжна Ирина была дочерью великой княгини Ксении, дочери Алесандра III, сестры Николая II, то есть племянницей императора. Ее считали самой красивой невестой своего времени.
8. Та самая сцена из фильма "Броненосец Потемкин". Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1925. Коляска катится по ступенькам лестницы в Одессе. Один из самых знаменитых эпизодов в мировом кинематографе, который был неоднократно воспроизведен в различных фильмах (об аналогичном эпизоде в фильме Брайана де Пальма "Неприкасаемые" в статье о детских колясках после I и II Мировых войн). Сцена из "Броненосца Потемкина" служила в качестве эталона великому и ужасному Хичкоку, мастеру фильмов ужасов.
9. Американский фотограф и путешественник Бренсон ДеКу (Branson DeCou) в 1930-годах совершил путешествие по Советскому Союзу. Из поездки он привез около 10 тысяч фотографий. Сейчас они хранятся в Калифорнийском университете, в цифровой библиотеке. Фотоархив был передан университету вдовой фотографа. Среди снимков оказалось несколько изображений с колясками, фото были сделаны в Царском Селе и Петергофе. По-видимому, по своему прямому назначению использовались или будущие экспонаты музейного фонда, или остатки чьей-то былой роскоши.
10. Зимой коляски - санки сменяли летние варианты колясок на колесах
Т.Н.Яблонская (1917 - 2005), В парке, 1949
11. Картины "На даче. Фрида с коляской" 1935, Зевин Л.Я.(слева) и "На балконе" 1942, Удальцова Н.А. (справа)
12. Детская коляска в блокадном Ленинграде
13. Пёстрый дог, которого написал в 1947 году Алексей Никанорович Комаров (1879-1977)
14. В Советском Союзе коляски начинают выпускать после войны, взяв за образец немецкий экземляр того времени. Самым известным производителем советских колясок стал Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ «КАМОВ»), расположенный в г.Дубна Московской области. Завод выпускал ракетную технику, с 1953 выпускал и детский транспорт. В 1975 г. коляски завода награждены золотой медалью ВДНХ, в 1977 - золотой медалью и государственным Знаком качества. Возможно так выглядела одна из первых колясок ДМЗ. Сейчас завод продолжает выпускать ракеты и на своем сайте этот этап своей истории не освещает.
15. Детская открытая портативная коляска - так в 70-80-х годах называли прогулочную коляску.
16. Парад советских колясок и мужчины с колясками, 1980
17. Отлично передают дух времени кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", снятого в 1973 году. Дом из кадра находится на Новокузнецкой улице в Москве.
18. Несмотря на то, что в Советском Союзе производились детские коляски, импортные немецкие ценились выше. Они относилась к дефицитным товарам. Достать немецкую коляску было сложно - родители гонялась за ними, простаивали в огромных очередях. Так советский ребенок с самого младенчества начинал участвовать в экстремальных советских реалиях.
Очередь за дефицитом в Центральном детском мире, Москва
19. Центральный детский мир на Лубянке, 1980-е годы. Витрина с колясками.
20. Английская прогулочная коляска Maclaren, которая была приобретена в Москве в 1996 году.
21. В 1990 году, чтобы достать коляску "Мальвину" нужно было приложить усилия, но она того стоила. Особенно ценилось у этой коляски горизонтальное положение для сна в сочетании с защитным капюшоном и компактным сложением. На нее спокойно можно было посадить двух малышей. Еще одного "пассажира" можно было посадить "верхом" на козырек.
22. Нина и Борис Безднины, акробаты-эксцентрики, артисты цирка. Выходят из цирка с дочерью Аленой на двухколесной коляске (надпись на фото "Служебный вход"). У коляски только два колеса и один раз ребенка все-таки уронили, забыв поставить подножку. Сейчас у самой Алены 3 детей.
Несмотря на длинную историю появления коляски в России, сейчас наша страна находится в самом выгодном положении. Больше ни где на планете нет такого богатого предложения, как у нас. В России сегодня представлены все лучшие бренды детских колясок из всех стран мира. Трудности только с выбором...
Перейти в раздел детских колясок
Читайте также:
Обзор из серии статей "Детская коляска - 200-летняя метаморфоза". Часть I. Прообразы современной коляски: тачки, тележки, детские экипажи и кареты