Малышу исполнился годик! Поздравляем Вас! Желаем, чтобы он рос здоровым, умным и красивым! Первый юбилей – время подведения первых итогов и время поговорить о том, что нас ждет впереди.
Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играется. Ребёнок становится все подвижнее и самостоятельнее. Некоторые детки всё ещё учатся ходить без поддержки, другие уже бегают. Для годовалого ребёнка не составляет труда встать из сидячего положения, опираясь на что-либо, или подтянувшись на руках, вылезти из кроватки, коляски или манежа. Будьте предельно внимательны!
Есть сдвиги и в нервно-психическом развитии. Ребёнок уже способен проявлять чувство юмора, хитрить, «показывать характер», адекватно реагировать на слово «нельзя». Покажите ему фотографии со знакомыми людьми, он наверняка всех узнает, даже если дедушка «спрячется» за большими усами, а у мамы будет другая причёска. Он покажет и животных на картинках, конечно, если его с ними познакомили. К этому возрасту, ребёнок может отличить предметы по форме, отделить, к примеру, шарики от кубиков. Выполняет обращённые к нему просьбы-инструкции: «принеси мячик», «подай куклу», «пойдём гулять» и т.д. Словарный запас крохи насчитывает 10-15 слов, в активной речи появляются словосочетания: «мама, дай», «пока, баба» и другие.
Теперь поговорим подробнее.
Итак…
Как я расту!
Масса тела мальчиков в годик может составлять от 7,7 до 12,0 кг, а девочек 7,0-11,5 кг. Длина тела мальчиков 71,0-80,5 см, длина тела девочек 68,9-79,2 см. Окружность головы мальчиков 43,5-48,6 см, окружность головы девочек 42,2-47,6 см.
Если измеренные вами показатели отличаются от приведенных выше, не волнуйтесь. Прежде всего, взгляните на себя, мужа, родителей. Ведь малыш это сочетание всех ваших семейных конституционных особенностей. Поинтересуйтесь у своих родителей, не были ли вы такими же в свой первый годик. А сколько было у вас зубов в этом возрасте?
Что касается количества молочных зубов, то существует формула n-4, где n - это количество месяцев жизни малыша. Поэтому, у ребенка двенадцати месяцев должно быть 12-4 = 8 зубов. Обычно это 4 зуба сверху и 2-4 - снизу. Такой формулой пользуйтесь вплоть до двух лет (24 месяца). Но, в мире есть множество детей, у которых только в этом возрасте или даже позже появился первый зуб.
На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются - своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие.
Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7-8 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш совсем не прибавил в весе. Если ваш ребенок очень подвижен, то резвостью, игривостью он, безусловно "расплачивается" и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом нет. Со временем он догонит свое. И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, "растет" в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.
Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша. Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он "почему-то" не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям, то здесь дело не в питании, а в наследственности.
Мои особенности!
В этом периоде жизни малыша есть свои трудности. Малыши очень любопытны. Если вы оставите стул возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на него, но и на телевизор. Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте.
На втором году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная со второго года жизни, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.
Усовершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная система:
- Замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту)
- Увеличивается объем циркулирующей крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением
- Расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту)
Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций этих систем.
Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается - добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба. Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года.
Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными. И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать полоскание полости рта теплым раствором шалфея. Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.
Мое развитие!
Год — это удивительный возраст. Многое меняется у вашего ребенка: вкусы в отношении еды, поведение с окружающими людьми, отношение к себе и другим.
Сразу после года ребенок начинает произносить новые слова. Он еще не может говорить фразами и использовать сложные слова, но уже понятно, что он имеет в виду. Это период накопления слов, когда ребенок запоминает новые слова.
И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в "ящичке памяти". Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение.
Основы развития, знаний закладываете малышу вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь. В соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь.
Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.
Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного.
Не мешайте ребенку познавать мир. Не говорите ему на каждом шагу слово: нельзя! Если ребенку, действительно что-то нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем.
Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи: он тоже хочет знать, где у вас что лежит.
Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходят для игр. Только не спешите отнимать их у малыша - нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваш малыш довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.
По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то, во всяком случае, достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом, и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.
Мое воспитание!
В раннем возрасте именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир и учится общаться. В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир. Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!
Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование. Не раздражайтесь! У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение. Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно далеко, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое "любопытное", то это непременно отвлечет внимание ребенка. Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.
Еще один момент, который всегда тревожит родителей, - капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть - силой отворить двери. Если это не срабатывает, тогда - требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения. Другие - настаивают на своем, не пуская малыша.
Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу. Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.
Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит «нет» словами либо поступками, даже когда речь идет о вещах, которые ему нравятся. Психологи называют это «негативизмом», матери говорят: «Он упрям, как осел». Но представьте себе на минутку, что бы с ним стало, если бы у него никогда не было желания сказать «нет». Он стал бы роботом, механическим человеком. Вы бы не смогли удержаться от искушения постоянно командовать им, и он прекратил бы развиваться и узнавать новое. Когда он вырастет и пойдет в школу, а позже на работу, все вокруг будут пользоваться его неумением говорить «нет», и он всегда будет никчемным человеком.
Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей.
Со стороны это выглядит так: ребенок напрягается, словно застывая в одной позе, лицо краснеет или, наоборот, бледнеет. В такие минуты дети, как правило, начинают плакать и говорят, что они хотят "пи-пи" или "ка-ка". И не всегда поначалу им удается удержаться. Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи. Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.
Что мне делать нельзя
Годовалый ребенок — страстный исследователь. Он лезет в каждую дырку. Ребенку совершенно необходимо выяснить размеры, форму и подвижность всех окружающих его вещей, испробовать свои силы прежде, чем перейти к следующей стадии развития, так же как впоследствии он будет переходить из класса в класс. То, что он «всюду сует свой нос»,— признак его смышлености и хорошего настроения.
Родители не могут предотвратить все несчастные случаи. Если бы они и пытались это сделать, то их осторожность и беспокойство сделали бы ребенка робким и зависимым. Но огромное большинство тяжелых несчастных случаев можно легко предотвратить, если знать обычные вызывающие их причины и разумными средствами постараться их избежать.
Вот список этих средств:
1) Низкие столы и стулья безопаснее высоких. Если же вы пользуетесь высоким стулом, выбирайте стул с широким основанием или с ремнями, привязывающими к стулу ребенка. Детская коляска должна быть оснащена ремнями, чтобы привязать ребенка, умеющего карабкаться. Окна должны быть снабжены решетками либо должны открываться только наверху.
2) Не рекомендуется позволять ребенку находиться на кухне во время приготовления пищи. Есть опасность, что на него попадут брызги горячего жира или мать опрокинет что-нибудь горячее. На это время лучше всего сажать ребенка в манеж, либо в его креслице. Манеж или креслице должны стоять далеко от плиты. Не стелите скатерти, свисающие со стола, так как ребенок легко может их стянуть. Если ребенок все еще берет предметы в рот, не давайте ему мелких предметов вроде пуговиц, гороха, фасоли, бусинок, не кормите его орехами или кукурузой, так как ребенок может вдохнуть их и подавиться.
3) Привыкните всегда пробовать воду в ванне, прежде чем опускать туда ребенка, даже если вы помните, что делали это раньше. Иногда дети обжигаются о горячие краны. Не позволяйте ребенку трогать электроприборы. Не оставляйте ведер с горячей водой на полу. Электропровода должны быть в идеальном состоянии. Как можно раньше научите ребенка не трогать и не жевать их. Закройте электрические розетки, которыми вы не пользуетесь, пластырем или поставьте перед ними тяжелую мебель. Вверните лампочки в те патроны, до которых ребенок может добраться.
4) Осколки стекла и пустые консервные банки выбрасывайте в прочно закрывающиеся ведра. Для использованных бритвенных лезвий пользуйтесь жестяной коробкой со щелью наверху.
5) Не разрешайте ребенку подходить к чужой собаке, так как в этом возрасте он может нечаянно испугать ее или причинить ей боль, и она укусит его.
6) Уберите подальше ядовитые вещества. Пятая часть всех отравлений происходит с годовалыми детьми. В этом «исследовательском» возрасте дети едят все, не смущаясь вкусом. Особенно они любят таблетки, лекарства с приятным вкусом, сигареты и спички.
7) Оберегайте ребенка от страшных зрелищ и пугающих звуков. Годовалого ребенка одна и та же вещь может занимать в течение нескольких недель, например, телефон или самолеты, пролетающие в вышине, или электрические лампочки. В этом возрасте дети часто пугаются незнакомых предметов. Ребенок может испугаться, когда вы раскроете зонтик, когда заработает пылесос или зазвучит сирена, залает собака, загудит поезд, даже зашелестят листья. Постарайтесь оградить своего ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если его пугает пылесос, не пользуйтесь им в течение нескольких месяцев, по крайней мере, пока ребенок дома. А затем включайте пылесос, когда ребенок будет в некотором отдалении.
Мое общение!
Малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение. Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно - развития речи. Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже - небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.
Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий. Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака - это только Бобик, который живет дома, и никакой другой). Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака - это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.
Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители. Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке. "Детский язык" и ласкательно уменьшенные названия наподобие "биби", вместо "машина", часто употребляются родителями, это в корне неверно. Такие слова не облегчают малышу понимания сказанного, как иногда ошибочно считается, а препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать.
Ваш ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря. До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия. Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.
Я кушаю!
Питание в возрасте от года до полутора лет также имеет некоторые особенности. У малыша после первого года жизни происходит совершенствование центральной нервной системы. Вкусовое восприятие становится все разнообразнее. Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи).
Наличие зубов также "помогает" разнообразить меню. Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка. К году с половиной режим питания, то есть количество приемов пищи, остается таким же, как и во втором полугодии жизни - 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.
Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности должна распределяться следующим образом: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 10-15%, обед - 30-35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%.
Малыш может кушать почти все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они "обходят" его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей и мучных изделий. Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 20 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию ожирения. Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п. Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни). Они не только вызывают аллергию, но и вызывают возбуждение нервной системы - дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку.
Что касается мучных изделий, - предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.
Старайтесь, чтобы малыш учился кушать сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице.
Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом. Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания - анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.
Вот примерное меню ребенка от 1.5 до 3 лет:
ЗАВТРАК - каша или овощное блюдо 150г, омлет, творожное, рыбное или мясное блюдо 60г,салат овощной 30г, молоко, чай 150г.
ОБЕД - салат из сырых овощей, закуска 40г, первое блюдо 150 г, блюдо из мяса, рыбы, птицы 60г, гарнир 120г, третье блюдо, напиток 150г.
ПОЛДНИК - кефир. молоко 150г, булочка, выпечка (печенье, вафли) 60г, блюдо из творога, круп, овощей 60г, свежие фрукты 100г.
УЖИН - овощное. творожное блюдо или каша 180 г, молоко, кефир 150г, свежие фрукты 70г.
Хлеб пшеничный на день 70г, ржаной 30г.
Для сохранения питательной ценности продуктов необходимо строго соблюдать правила их кулинарной обработки. Молоко можно кипятить не более 2-3 мин, не допуская повторного кипячения. При приготовлении каш, овощных пюре, запеканок молоко добавляют в уже разваренные крупы или овощи. Мясо после тщательной механической очистки лучше варить крупным куском, опуская в горячую воду.
При этом на поверхности мяса белки свертываются и мясной сок не вытекает. Жарить мясо, котлеты надо в кипящем жире, что также способствует образованию корочки, удерживающей мясной сок. Тушеное мясо готовится путем легкого обжаривания и затем варки в небольшом количестве воды.
Рекомендации доктора
В этом возрасте посещать доктора надо три раза в месяц – вам предстоит комплекс ревакцинации в 18 месяцев. С годика резко может возрасти заболеваемость ребенка из-за расширения его контактов с внешним миром. Поэтому позаботьтесь об укреплении иммунитета крохи.
Укреплению иммунитета у детей способствуют:
1. Материнское молоко, говоря иначе, грудное вскармливание. К сожалению, в России даже до полугода грудью кормит детей малый процент женщин (около 30%), а до двух лет и далее – это почти редкость. Но у мамы есть возможность покормить малыша грудным молочком как можно дольше, то это замечательно. Важно знать: в летний период прекращать грудное вскармливание не рекомендуется, в том числе из-за дополнительной опасности кишечных заболеваний. Если не удалось прекратить кормление весной, то лучше подождать до сентября.
2. Соблюдение режима отдыха и сна - обязательный дневной сон. Вечером ребенок должен быть в постели желательно не позднее 22:00.
3. Закаливание горла (пить прохладные напитки, есть мороженное). Разумеется, здесь нужна предельная осторожность, приучать горло ребенка к прохладной пище нужно постепенно и аккуратно. С прохладными напитками гораздо проще. Сначала можно приучать к напиткам комнатной температуры, потом к чуть более охлажденным. Конечно, о соке, простоявшем несколько часов в холодильнике, речь не идет.
4. Гигиена полости рта и горла: полоскать рот и горло можно начинать приучать прохладной водой утром после сна и вечером перед сном, после каждого приема пищи.
5. Общее закаливание организма: обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой, контрастный душ, гимнастика, бассейн.
6. Одежда должна соответствовать температуре окружающей среды. Хорошо начать принимать комплекс поливитаминов для детей. Можно пропить месячный курс.
У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания - дети укладываются спать иногда лишь после длительных баталий, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему. Необходимо выработать свой "ритуал" подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом - переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему "Спокойной ночи". После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот "ритуал" повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.
Я играю!
В годик любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе. Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша.
Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша. Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.
Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.
Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи6 локти, колени, щеки, уши, подбородок.
Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком (для начала подойдет обычная высокая кастрюля). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см (постепенно длину тоже можно увеличивать) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет. Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…