21.03.2018
Итак, вы вступили во второе полугодие жизни Вашего крохи. Рост ребенка несколько замедлится, также как и набор веса. И это нормально. Зато к году Ваш малыш совершит еще массу новых открытий и еще многому научится. На седьмом месяце малыш активно осваивает ползание и это очень сильно стимулирует развитее мозга крохи, потому, как теперь ему доступны для изучения еще большие пространства. Проводите регулярно уборку и дайте возможность крохе освоить пространство вашей квартиры – это так захватывающе! Эмоциональная сфера малыша становится все разнообразнее, он уже может выразить свое мнение, свои желания не только плачем. В питании малыша происходят серьезные изменения. И поэтому данный период очень важно пройти правильно – отнеситесь к питанию малыша со всей ответственностью. Этим вы оградите его от аллергии, проблем со стулом и пищеварением сейчас и в будущем. Ну, а теперь обо всем подробнее.
Итак…
Я расту!
За этот месяц малыш еще подрастет и поправится – в копилку добавим еще 500-600 граммов веса (допустимо 350-700). Кроха вырастет еще на 1,5-2 сантиметра и его рост будет составлять 65-66 см. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы, это составит 43-43,5 см - головка, 45-46 см - грудка. Возможно, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно — нижних).
Если кроха родился доношенным с массой тела 3-3,5 кг, вес его к концу месяца будет 8-8,5 кг. Недоношенные малыши несколько медленнее набирают вес. Это не страшно – все компенсируется чуть позднее. Чтобы оценить физическое развитие малыша в этом возрасте используют так называемый индекс "упитанности" ребенка, который показывает степень развития подкожно-жирового слоя малыша. Для этого суммируют три окружности плеча (измеряют посредине), окружность голени (на уровне самой толстой части), окружность бедра (в верхней части) и от получившейся суммы отнимают рост ребенка в сантиметрах. В норме этот показатель составляет около 20-25 см. Снижение значения показателя говорит о недостаточной упитанности малыша.
Ребенок активно развивается физически, вследствие этого активно протекают и его познавательные процессы. Главный девиз полугодовалового ребенка: «Движение - это свобода освоения пространства». Малыш уже не так сильно зависит от родителей потому, что раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали они. Мама или папа меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы. Однако теперь малыш стремится к самостоятельности. И для этого у него теперь все больше и больше возможностей. Он уже начал осваивать мир в вертикальной плоскости, сидя на полу или на стульчике рассматривать все гораздо удобнее. Теперь к этому присоединяется освоение ползком!
Лежа на животе малыш для удержания равновесия уже спокойно поддерживает себя только одной ручкой, а второй в это время может что-нибудь схватить. Уже хорошо меет он поворачиваться со спины на живот. Лежа на спине, ребенок удивит Вас своими акробатическими способностями - он держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение - ребенок учится садиться из положения лежа. Это довольно трудная задача и освоит ее малыш не сразу. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, на шуршание бумаги или шум тихой погремушки.
Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.
Посадите ребенка на пол, поближе к твердой поверхности, чтобы он мог иногда опираться на нее. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Малыш будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку, потянет игрушку в рот, покусает ее, оближет. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если малыш не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ней. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Ребенок обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается ее схватить.
Кладите игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с малышом. Ребенку очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда он может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол – это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Активный центр» - это такая панель, на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.
Смотрите, как я умею!
К концу месяца ваш ребенок уже будет стараться сидеть без поддержки и даже научится сам садиться. Вскоре он будет лучше удерживать равновесие и начнет совмещать сидение с другой деятельностью, например, игрой. В этом месяце малыш становиться подвижным, мобильным. Если малыш научился сидеть в прошлом месяце, то сейчас его умения будут совершенствоваться. Хотя иногда он еще опирается ручками, но уже сидит с прямой спинкой. Если он поднимет ручки, чтобы схватить что-то интересное, то может перевернуться на бочок. Поэтому, место для игры малыша должно быть абсолютно безопасным. Не оставляйте его одного на диване или на кресле. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек – это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Можно воспользоваться переносным манежем, в этом случае ребенок будет находиться рядом и вам не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.
Ваш ребенок уже пробует ползать на животе или на четвереньках. Поначалу он может передвигаться задом наперед, но он вскоре научится ползать и вперед. Некоторые дети вырабатывают свои собственные способы передвижения до, после или вместо ползания, а некоторые вообще никогда не ползают, а сразу начинают ходить. Но если малыш уже пробовал поползти в прошлом месяце, в этом месяце его навыки разовьются и усовершенствуются.
Есть очень много детских методик для развития навыка ползания. Но у каждого ребеночка свой метод и своя собственная дорога к познанию мира. Некоторые детки начинают ползать не вперед, а назад – "рачком", другие передвигаются "колобком", одни малыши учатся становиться на коленки и ручки и долго раскатываются из стороны в сторону, вперед-назад, а есть смелые карапузы, которые сразу рискуют переставлять одну ручку за другой и такие же движения делать ножками.
В то время, когда малыш учится ползать, он сам отрабатывает все упражнения. И каким бы ленивым он не был, интерес берет свое – интереснее самому доползти до "нужного" предмета, чем кричать вам об этом. Ваша задача – найти тот предмет, который наверняка вызовет интерес у крохи и будет стимулировать его интерес к движению. Следите, чтобы во время таких тренировок не было острых углов и опасных предметов (к примеру, цветочных вазонов на подставках), положите на пол мягкое одеяло или мягкий коврик. Бывают случаи, когда ребенок при падении ударяется и не хочет больше ползать. Это может продолжаться до того времени, пока он не встанет на ножки.
Если карапуз уже освоил какой-то метод ползания, вы должны быть особенно внимательны, потому что ему интересно абсолютно все: розетки, стул, гладильная доска, аптечка, которая годами стояла на открытой полочке, стиральный порошок в ванной, магнитофон, большой цветок на подставке, хрустальная ваза на тумбочке и т.д. Если в вашей квартире розетки размещены низко – обязательно закройте их заглушками. Еще раз посмотрите вокруг и спрячьте подальше все предметы, которые небезопасны для вашего малыша. Разбросайте по коврику много игрушек, они будут стимулировать малыша к движению.
Посмотрите, с каким удовольствием малыш изучает комнату, он переползает ее во всех направлениях, затем доползает до двери и останавливается в замешательстве. Ему очень интересно посмотреть, что находиться за порогом этой комнаты, но он боится, потому что если он двинется дальше, то потеряет вас из поля зрения. Для него еще большая проблема находиться в комнате одному. Поэтому первое знакомство с новым пространством будет длиться всего несколько секунд, но в следующий раз ему захочется побыть дольше в другой комнате, ведь это ж так интересно – осваивать новый мир за дверью. Ни в коем случае не исчезайте из комнаты во время таких "изучений", не испытывайте нервы малыша, потому что он начнет беспокоиться и это приведет к тому, что карапуз будет следить, чтобы вы не исчезли из комнаты и станет менее активным в изучении пространства.
Повышенный интерес ребенка вызывают яркие предметы, которые можно схватить и удобно держать ручкой. Координация ручек улучшается, теперь в процессе хватания игрушки принимают участие ладошки и, частично, пальчики. Такие движения маленьких ручек напоминают работу пинцета или щипцов. Схватив определенный предмет, ребенок внимательно рассматривает его, изучает ручками, ножками и, конечно, пробует на вкус. Теперь малыш умеет классифицировать все предметы как плохие или хорошие, и подтверждает эмоционально свой выбор – восторженными или недовольными звуками. Причем вызвавший неудовольствие предмет с гневом отбрасывается и впоследствии малыш долго его помнит. Появляются любимые и нелюбимые игрушки.
Я развиваюсь!
Вам, конечно, интересно, каким будет малыш: добрым и нежным или настойчивым и упрямым. Пока у малыша всего понемногу и их проявление зависит от его настроения, цели, чувства сытости и многих других факторов. Перед вами такой же человек, как и вы, со своими заботами и проблемами, только они у малыша такие же маленькие, как и он сам. Ему может быть интересно, например, как попробовать на вкус большой мяч или как достать мамино зеркальце, которое стоит так далеко на столе. Поэтому, старайтесь всегда посмотреть глазами ребенка, на то, что повлекло за собой смену его настроения или вызвало слезы. Это для вас это ерунда - пластиковая бутылка на столе, а для малыша целое открытие, новая и незнакомая форма и фактура. И если вы не дадите ее для исследования карапузу – это может вызвать бурю негодования и слез.
Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук - трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение говорит о том, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
Одно из основных действий, вызывающих недоумение родителей, в поведении малышей этого возраста - заметное изменение поведения ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце кроха начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, он запоминает образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению движений и настороженному изучению «чужака».
Кроха сразу тянется к маме или папе на руки, пытается спрятаться или даже начинает истошно плакать. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями приветливо, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу. Так что предупредите друзей – чтобы не кидались с порога обнимать кроху, дайте ему минут 15-20. Он привыкнет к новым людям и станет более приветливым.
Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решения. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите ее взять. Сначала ему будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.
Как только ребенок научился передвигаться самостоятельно, его охватывает азарт исследователя. Ему хочется выяснить, что находится за пределами комнаты, вначале он боится вас оставить, но в один прекрасный день он преодолеет свои сомнения и выберется в другую комнату, но тут же вернется, чтобы убедиться, что вы на месте.
Ваш ребенок повторяет увиденные действия руками. В течение последующих двух месяцев он, скорее всего, отдаст предпочтение правой или левой руке. А пока малыш все так же хватает все, до чего может дотянуться, перекладывает предметы из рук в руки, трясет ими, гремит, стучит, катает, сжимает, рвет, тянет на себя и бросает все подряд.
Кроме того, малыш уже усвоил, что предметы существуют, даже если он их не видит. Он ищет упавший предмет и узнает свои игрушки. Скоро он сообразит, что если он не может дотянуться до игрушки, он может дотянуться до одеяла, на котором она лежит и, подтянув его к себе добраться до желанной игрушки.
Хочу пообщаться!
Появление в поле зрения мамы или папы сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами - «мама», «баба», «деда» - вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. Пока это еще неосознанные цепочки слогов – свое первое осознанное слово он скажет немного позже. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.
Малыш тренирует речевой аппарат – он продолжает экспериментировать, то есть выговаривать звуки, слоги и "петь" любимые песни. Его самые любимые слоги "да", "ма", "ди", "ба", "та". Иногда кроха пробует объединять такие слоги как "да-да", "та-та" и другие. В зависимости от настроения малыша, от присутствия в комнате взрослых, от того, знакомы они ему или нет, его общение будет приобретать разные оттенки. Если есть слушатели, то карапуз будет с удовольствием и долго что-то рассказывать на своем языке, складывая слоги во всевозможные комбинации. Он часто пытается повторить звуки, произнесенные Вами, а по тону вашего голоса начинает понимать что такое «нет» или «нельзя», а значит, пришло время закладывать основы воспитания.
Кроха уже может выражать свои желания, например, кушать, спать или играть. Малыш осознает, что он может произносить звуки и приходит в восторг от собственного лепета.
Ребенок расширяет свои возможности общения. Он с удовольствием общается с мамой и папой, радуется, когда узнает знакомых и, наоборот, беспокоится и недовольно выкрикивает, если рядом появляется незнакомый человек. Взгляд малыша приобретает осмысленность, он уже умеет концентрироваться на определенном предмете. Самой интересной игрой для него становится изучение своего отражения в зеркале.
Вы по-прежнему являетесь главным человеком в жизни вашего малыша. До сих пор, когда ребенок произносил слова «мама» или «папа», он, скорее всего, делал это неосознанно. Но уже через несколько недель он поймет, что мама - это только Вы.
Несмотря на настороженное отношение крохи к незнакомым людям, общение с людьми для него очень важно. Он любит играть с братьями и сестрами и очень радуется при появлении других детей. Если два малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре. Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того, как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения в разных направлениях, а если Вы спрячетесь за дверь или диван, а затем резко выгляните, это вызывает у бурю восторга. Если вы можете устать от постоянного движения, например, подскакивания на коленках, то ребенок пытается подпрыгивать самостоятельно, в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания говорит о том, что кроха прекрасно понимает разницу между людьми и предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если Вы попытаетесь спустить ребенка с рук, а он этого не хочет, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Ваш ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький француз будет "гулить", по-французски, американец – по-английски, а слабослышащий будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь отчетливо видно, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.
А что у нас сегодня вкусненького?
Одной из главных покупок на полгодика стал удобный высокий стульчик. Причем с ремнями безопасности и защитным ограничителем, чтобы кроха не упал. Сейчас самое время начать им пользоваться. Малышу будет очень приятно сидеть вместе с остальными членами семьи за столом во время семейного обеда. Он важно восседает на своем «троне» и зорко смотрит, что и как едят остальные. Дайте ему ложку – пусть учится ее держать как взрослые.
Теперь особых различий в питании искусственников и грудничков нет (за исключением разве что того, что груднички могут прикладываться к маминой груди почаще, когда им это требуется, и не всегда для еды), поэтому, рекомендации будут общие. Будем вводить пюре из фруктов - как раз пора. Помимо плодов и ягод в состав фруктовых пюре промышленного производства входят природные вещества - формообразователи (загустители) т.е. их вводят дополнительно или они содержатся в ягодах и фруктах, которые придают пюре однородную консистенцию.
Это также способствует привыканию ребенка к более густой пище, постепенному формированию навыков жевания и глотания. С этой целью в качестве загустителей обычно используют пектин (высокомолекулярный полисахарид, способный обезвреживать вредные вещества) или рисовый крахмал, гуаровую камедь (смола) и др. Они обладают обволакивающими и абсорбирующими (поглощающими) свойствами, особенно необходимыми детям с незрелым пищеварительным трактом.
Даем фруктовое пюре, как и любое другое блюдо, начиная с 1/2 чайной ложки и постепенно за 5-7 дней увеличиваем объем пюре до 60-80 г. Фруктовое пюре рекомендуется добавить в один из прикормов пищи после основного питания. Также, как и при введении любого другого прикорма, после введения фруктового пюре, необходимо пристально наблюдать за реакцией малыша на прикорм – следить за состоянием кожи и стулом. При появлении сыпи или жидкого стула следует отменить новое блюдо, посоветоваться с доктором.
Начать лучше с пюре из зеленых сортов яблок. Пектиновые вещества, содержащиеся в яблоках, обладают бактерицидными свойствами и к тому же способствуют более легкому опорожнению кишечника. Далее вы можете довольно быстро расширить ассортимент фруктовых пюре с учетом индивидуальной переносимости. Например, в первую неделю ввести яблоко или грушу, во вторую банан, в третью абрикос, а в четвертую чернослив или лесные ягоды (черника, земляника, ежевика, малина). Есть такое негласное правило - меньше всего вызывают аллергию те фрукты, которые характерны для вашего региона, все что растет далеко от вас с большей вероятностью вызовет негативную реакцию. Начинать нужно с неярких плодов – белого или зеленого цвета. Потом желтый. А уж потом все яркие.
В последние годы на рынке детского питания в России появились комбинированные фруктовые пюре: фруктово-зерновые (из фруктов с добавкой разных видов муки), фруктово-молочные (из фруктов с добавкой йогурта, творога, сливок). Большинство этих пюре обогащены витамином С. В фруктово-зерновых пюре зерновой компонент, как правило, представлен овсяной и рисовой мукой, хлопьями, а также крахмалом. Такое пюре обладает большей пищевой ценностью. Эти пюре вводим только после освоения однокомпонентных пюре (содержащие один фрукт).
Теперь поговорим о соках - почему мы о них не упоминали ранее и сейчас. Почему мы не давали ребенку соки раньше и нужны ли они сейчас? По последним рекомендациям врачей начинать их введение лучше ближе к году, потому что есть много минусов в раннем введении (в период 3-6 месяцев) соков грудным детям.
Во-первых, это высокая вероятность аллергических реакций. Во-вторых, даже со свежеприготовленным соком никаких особых витаминов, которые не входили бы в состав женского молока (или современной хорошей смеси), ребенок не получает. С консервированными соками и того хуже - в них часть витаминов разрушается, да и минеральных веществ в них не очень много. Тревогу вызывает чрезмерное потребление фруктовых соков, содержащих искусственные подсластители и простые углеводы помимо глюкозы, сахарозы и фруктозы.
Напитки, содержащие сахарные спирты, такие, как маннит и сорбитол, у некоторых детей могут вызывать диарею (понос). Также сахара, содержащиеся в соках, способствуют появлению кариеса зубов. Плюс высокая кислотность. Раннее введение соков снижает аппетит у ребенка и может уменьшить количество молока у матери, если сок «понравится» ребенку. Поэтому рекомендуется давать ребенку сок тогда, когда малыш уже получает большое количество «тяжелых» продуктов - введены каши, овощи, фрукты…а, возможно, уже и мясо, и рыба, и кисломолочные продукты... Тогда соки выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности – сок стимулирует выработку ферментов – веществ, необходимых для переваривания пиши. Поэтому до года не торопитесь с соками. Начинайте вводить их в 11-12 месяцев, кроха от этого ничего не потеряет.
Есть мнение, что лучше давать ребенку компот, сваренный из яблок, груш, персиков, чернослива или из ягод с дачного участка. Компот варим как обычно (используем свежие фрукты и ягоды или замороженные), но не добавляем сахар. При варке компотов из замороженных или очень спелых фруктов (слив, груш), их нужно положить в кипящую воду и выключить сразу после того, как компот вновь закипит. Твердые яблоки, груши и др. фрукты ягоды, а также сухофрукты следует доводить до кипения, после чего варить 10-15 минут. Если компот готовится из кислых ягод, то имеет смысл сварить компот из нескольких ингредиентов, например, добавить изюм.
А вот как выглядит меню ребенка:
1 кормление: грудное молоко или адаптированная молочная смесь 180–200 мл;
2 кормление: каша 180 г, компот (вода, сок) 40-60 мл;
3 кормление: овощное пюре 180 г, компот (вода, сок) 40-60 мл;
4 кормление: грудное молоко или адаптированная молочная смесь 160 мл, фруктовое пюре 70-80 г;
5 кормление: грудное молоко или адаптированная молочная смесь 180–200 мл;
Допускается также 6 кормление – в ночное время по требованию ребенка грудное молоко или адаптированная молочная смесь до 180-200 мл. Также в 7,5 месяцев можно начать вводить желток яйца, начиная с 1/8 части, один раз в три – пять дней, постепенно доводя до половинки. Белок до года, как минимум, вообще не дается.
А что нам скажет доктор?
В конце седьмого месяца Вы вновь пойдете к педиатру. Он дает оценку психофизического развития малыша, измеряет рост и вес. При необходимости отправит на осмотр к специалистам. Не забудьте спросить о закаливании ребенка, о новых упражнениях для занятий массажем и гимнастикой.
Педиатр подскажет Вам, как правильно одеть ребенка, каким должен быть режим дня и какие игрушки предложить ребенку в период, когда он не спит. Обратите внимание, как часто ребенок болел простудными заболеваниями за последний месяц. Дело в том, что первые 6 месяцев жизни бороться с существующими инфекциями ему помогают мамины антитела, которые он получал через пуповину. Поэтому седьмой месяц - это, фактически, первый месяц "испытания организма на стойкость" к существующим инфекциям.
Следует заметить, что дети, которые находятся на грудном вскармливании продолжают получают эти антитела с маминым молочком, поэтому у них есть большие преимущества, в сравнении с детками, которые находятся на искусственном вскармливании. Если малыш часто болеет, посоветуйтесь с педиатром, как улучшить профилактику и лечение ребенка и какие методы использовать для того чтобы сократить риск инфицирования малыша.
Вы должны обеспечить малышу активный образ жизни: зарядка, массаж, закаливание и т.д.
В этом месяце малыш становится очень активным, возможно, он научился ползать и все новые движения и эмоции его утомляют. После такого напряженного дня любой взрослый спал бы, как говориться, "без задних ног". Дети не исключение из этих правил. Ночной сон малыша становится спокойным. Бывает, что ребенок просыпается среди ночи, но через несколько минут снова засыпает. Длительность ночного сна составляет примерно 11 часов.
Так как малыш уже неплохо владеет своим телом, то ночью он переворачивается, раскрывается, крутится. В этом случае надо следить за температурой в помещении. Если у вас в комнате достаточно тепло (не ниже 20-22С), то беспокоиться, что малыш замерзнет, не нужно. Но если в комнате прохладно, то есть около 17°С и ниже, купите малышу теплую пижаму или спальный мешок, тогда крохе будет тепло и уютно и вы будете спать спокойнее, не поправляя постоянно сползающее одеяльце.
Не забывайте и о влажности воздуха – она должна быть в пределах 60% - пользуйтесь увлажнителями или развесьте по комнате мокрые полотенца и меняйте их по мере высыхания – это поможет защитить слизистые от пересушивания, а это тоже профилактика ОРВИ.
Рекомендации доктора.
1. Главной задачей в воспитании ребенка в этом возрасте является развитие понимания речи. Больше разговаривайте с ним во время одевания, раздевания, купания, укладывания спать, во время игры и кормления – проговаривайте все свои действия. При этом не искажайте слова, не сюсюкайте с малышом, называйте все слова правильно и отчетливо.
2. Малыш может уметь сидеть, ползать, учиться вставать и стоять. Выделите для крохи место, где он будит с удовольствием играть – это может быть манеж с мягким ковриком и набором игрушек или теплое одеяло на полу, окруженное мягкими подушками со всех сторон. Не стоит использовать для игр кроватку – у ребенка должна быть четкая установка на связь его кроватки со сном.
С введением первого прикорма вы познакомили малыша с ложкой, сейчас он знает, что такое ложка и как ею пользоваться. Продолжайте приучать ребенка кушать с ложки, учите его пить из чашки, засыпать без соски, качания и убаюкивания. Пойте малышу колыбельные песни и ласково гладьте по головке, это поможет ему расслабиться и уснуть.
3. В этот период ребенку можно предложить новые игрушки: мячики, шарики, ведерки с игрушками внутри, мисочки, кольца (разных цветов и размеров). А можно предложить погреметь посудой на кухне! Не забывайте мыть игрушки и все предметы для игр горячей водой с мылом, хорошо их ополаскивать. Выбирайте резиновые и пластиковые игрушки – за ними легче ухаживать. Не давайте ребенку игрушки с мелкими деталями, острыми краями, а сломанные выбрасывайте.
4.При температуре воздуха 21°С, гуляйте с ребенком по два раза в день. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.
5. В возрасте 7 месяцев необходимо больше уделять внимания таким процедурам как гимнастика, массаж, закаливание. Желательно все процедуры совмещать с водными обтираниями и воздушными ваннами. Температуру воды для обтирания постепенно снижайте (на протяжении двух недель) до 28 °С.
Купать кроху надо каждый день или через день, при температура воды +34 °С, не более 8-9 минут. После купания малыша нужно облить водой, которая прохладней на один градус, то есть +33 °С. Можно спокойно купать малыша во взрослой ванне. Наберите немного воды, подстелите специальный коврик или установите стульчик для купания, посадите туда малыша. Малышу доставят большое удовольствие игрушки для купания: ведерко, уточка, кораблик, мячик и т.д. Сделайте так, чтобы купание стало для ребенка захватывающей игрой, тогда эта процедура будет доставлять ему удовольствие и радость. Нельзя оставлять ребенка в ванне без присмотра ни на секунду.
6. Поговорим о прыгунках — очень популярное изобретение, представляющее собой сиденье на пружинах. Прыгунки крепятся в дверном проеме, чтобы, прыгая, кроха не особенно докучал родителям, погруженным в хозяйственные хлопоты. Это, конечно, большой плюс, но не стоит забывать и о минусах.
Во-первых, в прыгунки можно сажать малыша только тогда, когда он начинает достаточно хорошо держать спину — это происходит только к 7-8-му месяцу. На некоторых ходунках, тем не менее, может быть написано: "Для детей с 3-4 месяцев". Не верьте - четырехмесячный малыш, посаженный в прыгунки, получает колоссальную нагрузку на позвоночник и ничем хорошим это не кончится.Во-вторых, если у малыша проблемы с тонусом мышц ножек то, отталкиваясь от пола, он наступает не на полную стопу, а на носочки. Неправильное положение ножек закрепляется, в будущем это отразится на обучении ходьбе.В-третьих, движение в прыгунках - это сложное, трудно управляемое перемещение, мозг ребенка пытается освоить этот вид движения и накапливает бесполезную информацию. Доказано, что мозг крохи сохраняет каждый прыжок в мельчайших подробностях, "думая", что это ценная информация, "полагая", что прыгать ему придется всю предстоящую жизнь. А это в свою очередь грозит отставанием в умственном развитии.В-четвертых, маленькому ребенку очень вредно рано вставать на ноги, а находясь в прыгунках, малыш как раз стоит, держась ручками, которые у него в это время сильнее, а мышцы и кости ног еще не готовы к такой нагрузке. В итоге может начаться вторичная деформация нижних конечностей, при которой, кстати, ребенку запрещают ходить.В-пятых, прыгунки травмоопасны. Нередки случаи, когда крепление обрывалось, и малыш падал на пол вниз головой, а иногда, раскачавшись, ударялся о косяк. Поэтому, лучше вообще не пользоваться прыгунками во избежание всех вышеперечисленных проблем. Но если вы все-таки решили приобрести прыгунки, знайте, что здоровому ребенку (в частности, не имеющему гипертонус) в возрасте 7—10 месяцев можно скакать в прыгунках не более 10-15 минут под присмотром родителей.
7. Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, закройте розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны. В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать.
Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
8. В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их. Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.