21.03.2018
Так незаметно пролетело уже почти шесть месяцев. К концу этого месяца можно отмечать первый «юбилей» крохи - полгодика! Ваш малыш многого достиг и освоил огромный объем информации об окружающем мире. Его развитие идет настолько интенсивно, что энергии, полученной из маминого молочка, уже не хватает и малыш начнет знакомиться с прикормами! Первая ложечка вашего крохи в последующем будет бережно храниться Вами в шкатулочке вместе с первыми ботиночками, чепчиком, прядью волосиков и бирочками из роддома.
Совсем недавно малыш мирно посапывал, лежа в кроватке, а Вы с умилением и радостью смотрели на него и мечтали о том времени, когда он научится ползать, садиться, вставать, когда он начнёт взрослеть.
Период относительного покоя закончился. Теперь ребёнок учится ползать и активно осваивает ранее недоступное пространство. Всё, что Вы забыли убрать и спрятать под замок, рано или поздно окажется сначала у него в ручках, а потом и во рту.
К этому возрасту ваш карапуз уже может свободно переворачиваться с животика на спину, начинает сидеть – сначала с поддержкой, а потом и самостоятельно. А некоторые наиболее активные малыши уже пытаются и ползать! Однако, не переживайте, если ваш кроха еще неуверенно выполняет какие-то навыки – мы уже говорили, что все дети индивидуальны. И темп развития у них свой, кто-то торопыжка, а кто-то немного запаздывает. Зато и осваивает все основательно и в точности! Если вас что-то волнует – не стесняйтесь обсудить это с вашим доктором. Он развеет все ваши сомнения.
Что же такого научится делать кроха в свои полгода?
Итак…
Я расту!
Вес Вашего крохи увеличится приблизительно на 600-650 граммов (допустимая прибавка 400-800г), а рост на 2,5-3 сантиметра. На этом этапе длина окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается или даже длина окружности груди сейчас даже превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видоизменяться, постепенно приближаясь к пропорциям взрослого человека, хотя головка малыша все еще остается относительно крупной по сравнению с телом и конечностями.
К шестому месяцу все больше проявляется двигательная активность малыша. Когда карапуз лежит на животе, он уже не опирается локотками и предплечьями, а поднимает грудную клетку и руки. Одновременно он двигает и ножками, совершает раскачивающиеся движения на животе, как бы «плывет». Малыш пытается ползти, особенно когда тянется за предметом, вызывающим его интерес.
В этом месяце Вы отметите, что малыш подтягивается и толкается, развивая мышцы рук и ног. Возможно, он уже начал ползать на животе, хотя не все дети проходят через эту стадию. Поскольку у него растет стремление встать, и он все настойчивее пытается дотянуться до предмета, привлекшего его внимание, вероятность несчастного случая резко возрастает. Убедитесь, что у него есть безопасные места для игр и что он проводит достаточно времени на полу для развития двигательных навыков.
В этот период начинает испытывать дискомфорт от мокрого белья, при этом проявляется беспокойство.
Ни минуты покоя, все в движении!
Кроха довольно уверенно вертится со спинки на бочок, на животик и обратно на спину. Если малыша поддерживать, он уже довольно уверенно сидит, а к концу месяца сможет сесть и самостоятельно! Самостоятельно – это значит, что ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.
В сидячем положении кроха хорошо держит головку и даже отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос или глазки.
Поддерживаемый подмышки, малыш может опереться об опору кончиками пальцев ног, головку удерживает в вертикальном положении, активно вертит ею из стороны в сторону, разглядывая мир вокруг. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета с противопоставлением большого пальца. Совершенствуются движения маленьких пальчиков, благодаря этому малыш может удерживать игрушки разного размера одинаково успешно. Причем он одинаково ловко орудует и правой, и левой рукой, сейчас еще нет дифференцировки на правшу или левшу. Это будет ясно ближе к 3-4 годам. Карапуз умеет стучать погремушками, бросать и подбирать их, играть с несколькими игрушками одновременно. Еще ваш кроха обожает трясти всем, что попадает ему в руки. Его также привлекают мелкие предметы, но он еще не может их взять. Он хорошо обращается с двумя крупными предметами одновременно. Однако он пока не знает, как их выпустить из рук. Вы можете наблюдать, как он намеренно пытается освободиться оп предмета, перекладывая его из одной руки в другую. Малыш может сделать попытку поставить один кубик на другой, если он наблюдал до этого, как вы это делаете. Скоро вы поймете, что он любит бросать вещи на пол снова и снова и будет очень недоволен, если их тут же не поднимут или уберут.
Ребенок получает немалое удовольствие от упражнений, связанных с изменением положения в пространстве, особенно весело это делать с папой! Вы или папа подержите его на руках, животиком вниз и покружите по комнате – кроха летает! Теперь поднимите его вверх, опустите вниз, сделайте покачивания, прижмите к себе, резко присядьте! Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Все это вызовет взрыв хохота малыша. Такая игра для хороша развития вестибулярного аппарата малыша. Если кроха утомился или ему не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от игры.
Как правило, к концу этого месяца малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток – это ползание по-пластунски, как солдат в окопе, хотя многие крохи ползают и на одной ноге!
Никто не может научить ребенка ползать по полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать, хотя мама или папа, безусловно, могут подстегивать интерес крохи. Можно показать ему, как ползаете вы или поманить ярко игрушкой или любимым предметом. Иногда малыш понимает, проще и быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать, какими же звуками объяснить родителям, что нужно дать ему эту самую игрушку или предмет.
Малышу в этом возрасте все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Этому он научится чуть позже, причем будет делать это с такой скоростью, что Вам на двух ногах будет непросто угнаться за крохой! Но это потом, а пока получается лучше всего ползти назад – "рачком". Некоторые детки умеют ползать своим уникальным способом – "колобком". Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону – и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж, причем задействует все группы мышц.
Очень часто к концу шестого месяца у деток появляется желание "ходить". Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это мешает в дальнейшем формированию будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая "ходьба" может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы ножек, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить хождение. В этом возрасте рекомендуются "прыжки" и "танцы", поддерживаемый за подмышки и не опираясь молностью и длительно на ножки. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые примут потом участие в хождении. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.
Родители, будьте внимательны!
Возросшая активность ребенка - повод серьезно задуматься о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване, пеленальном столе или кровати без бортиков, с которых он может упасть, если будет переворачиваться. Даже если вам нужно отойти всего на два шага, положите кроху на пол или возьмите с собой на руках. Иногда достаточно одной секунды, чтобы произошла трагедия! Так что лучше перестраховаться.
Дети падают очень часто, гораздо чаще, чем нам, родителям, этого бы хотелось. И падают они очень часто, по нашей же родительской вине – не досмотрели. Поэтому, хочется сразу сказать, что лучшее средство от падений – это их профилактика. Но если непоправимое уже случилось – ребёнок упал с пеленатора, с дивана, с подоконника и т.д. Первым делом, конечно, при любых подозрениях на что-либо, немедленно вызывайте скорую помощь. Если ребёнок ударился головой, то нужно взять его на руки и успокоить, попытаться привести в чувства, если он потерял сознание. Обязательно отвезите малыша в больницу, для консультации. Скрытые черепно-мозговые травмы не всегда можно распознать сразу, а вот последствия от того, что помощь, не была оказана вовремя, могут быть плачевными.
Ну а если малыш ударился спиной, или есть подозрение на повреждение конечностей, желательно не трогать и, по возможности, обездвижить ребёнка до приезда бригады скорой помощи. В некоторых случаях, самостоятельное перемещение, с целью «уложить поудобней», может стать для него роковым. Ребенок может остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
Я многое уже понимаю!
Ребенок постоянно изучает Ваше лицо с разных сторон, пытаясь дотронуться до него при первой же возможности. Ощупывая, поглаживая, щипая, трогая, он лучше узнает вас и убеждается в том, что вы отдельный от него человек. Но обязательно показывайте малышу, если его действия для вас неприятны или болезненны, малыш должен учиться понимать грани дозволенного. Так что при очередном щипке немедля уберите ручку крохи, сказав, что маме больно и так делать не нужно. Кроху забавляют такие игры как «ку-ку», когда вы прячетесь, а кроха ищет вас взглядом. Прятки дают вашему малышу чувство уверенности в том, что близкие люди его не бросят, вы исчезаете и появляетесь почти сразу. Он будет часто стараться привлечь ваше внимание, если вы отходите от него.
Продолжают активное развитие зрительный и слуховой анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их, опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Причем он различает и поворачивает голову даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы. Малыш внимательно следит за Вашими передвижениями и действиями, внимательно смотрит в Ваше лицо, когда Вы с ним разговариваете, начинает понимать мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение Вашего лица, и пытается подражать звукам, которые Вы издаете.
Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.
Помимо этого маленькому человеку нужен новый зрительный опыт. Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку, сильно отличающуюся от остальных – контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.
Поведение ребенка становится более осмысленным. Теперь Вы с большей уверенностью можете определить самочувствие малыша - когда доволен, возбужден, спокоен, можете назвать причины этих состояний. Малыш явственно показывает свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют. Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.
Ох, я такой эмоциональный!
Врожденное любопытство и растущая независимость толкают вашего маленького первооткрывателя на активные исследования окружающей среды. Общение становиться более интересным как для вашего ребенка, так и для его аудитории. Он может пищать, рычать, хрюкать, урчать, плеваться, чмокать губами и щелкать языком. Также он много гримасничает и жестикулирует. Ваш ребенок уже активно лопочет, произнося самые разные согласные. Малыш может произносить многосложные звуки, отдельные слоги. К концу месяца он сможет реагировать на названия предметов, поворачивая голову в их сторону. Малыш понимает речь по ее интонациям и по-разному реагирует на рассерженный, дружелюбный или подбадривающий тон. Он также учится выражать различные чувства.
В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.
Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гамму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.
Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроится.
Так же как и в 5 месяцев в этом возрасте ребенок отличает близких людей от незнакомцев, но теперь отдает предпочтение именно маме. Причем может выразить явное неудовольствие, если она уходит в другую комнату. Радуется старшим детям, может взять у них игрушки. Узнает знакомые лица, голоса, тянется к общению с взрослыми и детьми.
Давайте поболтаем!
В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их вслух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.
Как стимулировать «говорение» малыша? Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать. Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.
Дайте мне ложку!
Еда представляет для малыша все больший интерес, поскольку он уже может что-то есть самостоятельно. Если он чем-то давится или не может проглотить, значит, он еще не готов к этой пище.
К концу месяца настанет время прикорма для малышей грудничков. Если малыш каждый месяц много набирает в массе, его прикорм начнется с овощного пюре. Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то тогда доктор порекомендует начать прикармливать с кашки.
Ритм грудных кормлений должен уже стать упорядоченным, примерно через 3-3.5 часа, с перерывом на ночной сон в 6, очень редко 8 часов. Учитывая то, что пора вводить прикорм, количество грудных кормлений сократится. С введением прикорма пора переходить на 5 кормлений, возможно, что малыш будет еще просить грудь на ночь, перед сном, это тоже нормально.
Если вы сторонник долгокормления хорошей адаптированной смесью, и начали вводить прикорм в 5.5 месяцев, то схема ничем не будет отличаться от грудничковой. Все что приведено чуть ниже, тоже для вас.
Итак, торжественный момент настал: овощное пюре приготовлено или открыта баночка с готовым продуктом. Малыш одет в красивый и еще чистый фартучек и водружен в свежекупленный детский стульчик или на колени. Ложечка еще разок ополоснута кипятком и остужена. Сколько же можно съесть в первый день после таких долгих приготовлений? Совсем немного - всего 1-2 чайные ложки пюре (5-10 г). А затем предложите крошке грудь или бутылочку со смесью (в зависимости от вида вскармливания), как в обычное кормление.
То есть меню в первый день введения пюре выглядит примерно так:
6.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 - овощное пюре 5-10 г + смесь 180,0 или грудное молоко;
18.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 - смесь 200,0 или грудное молоко.
На второй день (если состояние кожи и характер стула не изменились), малышу уже можно дать 30-40 г овощного пюре. К концу недели рацион выглядит следующим образом:
6.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 - овощное пюре 150 г + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 - смесь 200,0 или грудное молоко.
Все это время мы предлагали ребенку лишь один вид овощей. Следующую неделю можно ничего не менять в рационе, наблюдая за усвоением новой пищи (стулом, кожей, прибавкой в весе).
Последующие две недели можно вводить в меню новые виды овощей, обязательно таким же ПОСТЕПЕННЫМ образом. Например, ребенок уже ест кабачок, вводим тыкву (следим за кожей и стулом):
6.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 - пюре из кабачка 130,0 + пюре из тыквы 20,0 + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 - смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 - смесь 200,0 или грудное молоко.
Общий объем питания составляет с 6 месяцев 1 литр. Опять же с колебаниями 50 мл.
Если же вы придерживаетесь мнения о введении прикорма с 4 месяцев, значит, к этому времени должны уже есть овощное пюре и каши. Вы уже можете давать малышу многокомпонентные овощные пюре, каши можно готовит на смеси или половинном молоке (при условии того, что оно хорошо будет переноситься малышом).
Если малыш искусственник, тогда помните, что в 6 месяцев вам пора переходить на последующие молочные смеси, или так называемые «двоечки» которые вводятся на замену «единичкам». Вводим их так же постепенно, заменяя сначала треть объема, потом половину. Потом полностью заменяем одно, потом два кормления и потом уже полностью переходим на новую смесь. В момент перехода на смеси новые прикормы не вводим. И не забывайте. Теперь кормлений будет уже пять.
Итак. Вот примерное меню малышка на ИВ.
6.00 - Первое кормление. Смесь 200 мл
10.00 - Второе кормление. Каша 150-200 мл
14.00 -Третье кормление. Овощное пюре 150-200 мл
18.00 - Четвертое кормление. Смесь 200 мл
22.00 - Пятое кормление. Смесь 200 мл
Итого: 900-1000 мл общий объем.
Не забывайте давать малышу пить воду, так как с введением прикорма это необходимо. Всего жидкости дополнительно требуется объемом как одно кормление, и в общий объем питания они не считаются.
Выражение "Когда я ем, я – глух и нем" не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становится самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите – с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.
Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а вода почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!
Доктор, я опять к вам!
Вашему малышу исполнилось шесть месяцев. Пришло время для новой встречи с педиатром. Вы узнаете массу ребенка, роста, соответствие навыков малыша его возрасту. В 6 месяцев обязательным является посещение невролога. Если доктор посчитает нужным, отправитесь на осмотр другими специалистами. После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС, гепатита В и против полиомиелита. В этом месяце вам желательно сдать общий анализ мочи и крови.
Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон – кормление – активный период – сон. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.
Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают вылезать первые зубки. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими – 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Но изменение последовательности допустимо. Прорезывание зубов довольно длительный процесс и детский организм задолго до появления зубов начинает реагировать на изменения увеличением выделения слюны, нарушением поведения – малыш может стать капризным, раздражительным. Если вы заметили, что малыш сосет свою нижнюю губу, это тоже свидетельствует о скором появлении зубов. Это объясняется раздраженной нижней десной через которую пробирается маленький, твердый зубик.
На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов.
Специальные резиновые игрушки – "грызунчики", которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах. В аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает
чувствительность десны в том месте, где прорезывается зуб.
Рекомендации доктора.
1. С малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения – тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния. Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.
2. Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.
3. Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.
4. Нельзя использовать "ходунки", врачи категорически против! Они представляют собой раму на колесиках с подвешенными жесткими трусами. Ходунки предназначены якобы для развития навыков ходьбы и сконструированы так, чтобы ребенок мог свободно передвигаться во всех направлениях. В пользу ходунков, по мнению многих родителей, говорит их конструкция с большим, чем размах рук, ограничителем. Малыша можно оставить одного, ведь ни до розетки, ни до ножниц ему не достать.
Плюсы закончились, а теперь о минусах.
Во-первых, малыш учится не ходить, а всего лишь переставлять ноги, не овладевая необходимым для ходьбы искусством равновесия. Следовательно, привыкнув опираться на раму ходунков, без них малыш будет чаще падать, чем его сверстники.
Во-вторых, благодаря колесикам, ходунки чрезвычайно подвижны, что дезориентирует ребенка и вселяет неуверенность, когда приходится делать самостоятельные шаги.
В-третьих, ходунки крайне травмоопасны. Со всего разгона дети налетали на углы или край стола. Пороги, бугры на ковре, валяющиеся игрушки на полу причина опрокидывания ходунков. Наблюдались случаи, когда дети вместе с ходунками падали с лестниц, — несчастные случаи, которые ужасают своими последствиями.
Невозможно найти реального довода в пользу ходунков, за ребенком присматривать все равно надо, шагать они не обучают, а иногда даже тормозят развитие навыков ходьбы. Сейчас многие врачи, говорят категорическое "нет" ходункам! По мнению специалистов, лучше не использовать никаких приспособлений, помогающих малышу ходить. Все больше врачей выступают за естественное развитие, то есть натуральную стимуляцию, без каких-либо приспособлений.
5. Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь. Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой – по 2 часа в день. Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки. Следует подмывать малыша теплой проточной водой, каждый раз, после того, когда он "сходил в туалет".
6. Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения: движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ножек вместе, повороты со спины на животик за правую руку, массаж спинки, ползание в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью.
Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.